Иван Яковлевич Франко. Фотография.

Иван Яковлевич Франко. Фотография.

Литература других народов России в рассматриваемый период развивалась в том же примерно направлении, что и литература русского народа.

Под воздействием революционной действительности и демократических освободительных тенденций русской литературы в творчестве национальных писателей все резче проявляется обличение политического, социального и национального гнета, все более глубоко сказывается интерес к жизни трудящихся. Борьба за лучшее будущее составляет пафос произведений, создаваемых на разных языках — и в литературах с богатыми национальными традициями, и в литературах только что возникших, младописьменных, и в творчестве народных певцов — импровизаторов. Важное значение для упрочения и углубления демократических тенденций в литературах народов России имела революция 1905—1907 гг.

С ростом пролетарского движения появляется и тенденция к социалистическому реализму.

Большим богатством содержания, разнообразием форм отличалась в эту эпоху украинская литература, в которой жили традиции великого Шевченко и его младшей современницы — выдающейся демократической писательницы Марко Вовчок (М. А. Вилинская-Маркович). Огромную роль сыграл писатель-революционер, критик, философ, общественный деятель Западной Украины И. Я. Франко. Его произведения — «Вершины и низины» (1887 г.), «Смерть Каина» (1889 г.), «Украденое счастье» (1893 г.), как и повести «Удав» и «Борислав смеется», изображающие жизнь и борьбу галицийского пролетариата 70—80-х годов, отличаются остротой социальных конфликтов и психологической глубиной. Правдиво отразил жизнь украинской деревни талантливый беллетрист реалистического направления — Панас Мирный. Позднее в украинской литературе особенно выделились прозаик, близкий друг и последователь Горького, М. М. Коцюбинский и поэтесса Леся Украинка (Л. П. Косач-Квитка). Как и Франко, они испытали на себе влияние марксизма и революционной борьбы рабочего класса.

Банк Тинькофф

Для развития белорусской литературы большое значение имела деятельность выступивших в начале XX в. поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа.

Центральной фигурой в еврейской литературе являлся Шолом Алейхем (Ш. Н. Рабинович), «исключительно талантливый сатирик и юморист», по оценке Горького, выступавший как обличитель эксплуататорского строя, друг и защитник угнетенных.

В литовской литературе видное место заняла Ю. А. Жемайте — бытописательница деревни, обличавшая помещичье и капиталистическое господство.

Ян Райнис. Фотография.

Ян Райнис. Фотография.

В Латвии в 70—90-х годах выдвинулся поэт-патриот Андрей Пумпур. На рубеже XIX и XX вв. на литературное поприще вступил выдающийся поэт-революционер Ян Райнис, тесно связанный с пролетарским движением. Райнис был человеком разностороннего таланта. Его стихи, поэмы, драмы и памфлеты («Новая книга», 1907 г., «Тихая книга», 1909 г. и др.) послужили образцом для развития соответствующих жанров в латвийской литературе. В это же время начинает свою, литературную деятельность драматург реалистической школы Андрей Упит.

Эстонская литература дала в последние десятилетия XIX и в начале XX в. насыщенные глубоким историческим и современным содержанием реалистические романы Эдуарда Вилде, пьесы Аугуста Китцберга, произведения прозаика Антона Тамсааре.

В создании реалистической татарской литературы большую роль сыграл поэт и публицист начала XX в. Габдулла Тукай. Другой видный татарский писатель, Мажит Гафури, был вместе с тем основателем современной башкирской литературы.

В Грузии продолжалась творческая деятельность Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели — основоположников новой грузинской литературы, вступивших на общественную и литературную арену еще в 60-х годах XIX в., когда на них сильнейшее влияние оказали русские передовые общественные и литературные течения. В 80-х годах началось творчество Важи Пшавелы, поэта-патриота огромного дарования и своеобразного романтического склада, автора многих эпических поэм и лирических стихов, а также прозаических произведений и пьес.

Армянская реалистическая литература нашла блестящего представителя в Габриеле Сундукяне, творческий метод которого давал основания для сравнения его с Островским («Пэпо», 1871 г.). На рубеже 70-х и 80-х годов начал писать беллетрист и драматург, правдивый и зоркий художник демократического направления Александр Ширванзаде, уделявший большое внимание темам промышленного города, столкновениям между капиталом и трудом. В конце XIX — начале XX в. выдвинулись высокоодаренные поэты, гуманисты и патриоты Ованес Туманян и Аветик Исаакян. Первым представителем армянской пролетарской поэзии был Акоп Акопян.

В Азербайджане традиции великого просветителя Мирзы Фатали Ахундова развивали драматург Наджафбек Везиров, поэт-сатирик Алекпер Сабир и др.

К лучшим представителям литератур народов России относится осетинский поэт Коста Хетагуров — один из первых представителей революционно-демократического направления в литературах Северного Кавказа. Его книга стихотворений и поэм «Осетинская лира» знаменовала новый этап в становлении и развитии реализма в осетинской литературе. С начала XX в. слагал свои вдохновенные песни лезгинский ашуг Сулейман Стальский. В казахских степях еще в 60-х годах начал выступать другой выдающийся народный певец акын Джамбул Джабаев. Основы казахской письменной литературы заложил замечательный поэт и мыслитель Абай Кунанбаев. Его философско-назидательный труд «Гаклии», а также гражданская лирика отражают глубокое влияние русской революционно-демократической мысли. В Киргизии как выразитель народных дум и надежд выступал акын Токтогул Сатылганов. Узбекскую литературу обогатили поэты-демократы—сатирик Мукими и лирик Фуркат.

Важный вклад в развитие таджикской литературы внесли писатели-просветители Ахмад Дониш и его ученик, впоследствии основоположник советской таджикской литературы, Айни Садриддин.