Автопортрет Т. Г. Шевченко. 1840 год.

Автопортрет Т. Г. Шевченко. 1840 год.

Демократические и революционно-освободительные идеи получили в 30—40-х годах XIX в. распространение и на окраинах царской России. Внутренние противоречия феодально-крепостнического строя обострялись там национальным угнетением коренного населения. Против гнета местных феодалов-крепостников и произвола царских властей поднимались наряду с русским народом и другие народы России. Их передовые представители видели бесправное положение народных масс и нередко приходили к выводу о необходимости революционного свержения самодержавно-крепостнического строя. На развитие их общественно-политических взглядов в ряде случаев прямое влияние оказывало русское освободительное движение и в особенности последовательно революционные идеи Белинского, Герцена и их единомышленников.

К 40-м годам XIX в. относится расцвет творчества выдающегося украинского поэта революционера-демократа Т. Г. Шевченко (1814—1861). Крепостной крестьянин по происхождению, он на себе испытал грубый произвол помещичьей власти, с ранних лет наблюдал невыносимо тяжелую жизнь народа и страстно ненавидел самодержавный режим Николая I. Только на 24-м году жизни он с помощью художника К. П. Брюллова и поэта В. А. Жуковского получил свободу.

Банк Тинькофф

Большое значение в развитии революционного мировоззрения Шевченко имело его знакомство с идеями декабристов и русских революционных демократов. Шевченко называл декабристов «святыми мучениками свободы» и весь свой талант общественного деятеля, поэта и художника посвятил делу освобождения народа. В своих произведениях он ярко писал о безысходном положении закрепощенного крестьянства, прославлял многовековую борьбу украинского и других народов России за свободу и призывал к восстанию против помещиков и самодержавия.

Передовая общественная мысль народов России в XIX веке

Передовая общественная мысль народов России в XIX веке

В 1846 г. Шевченко вступил в тайное «Кирилло-Мефодиевское общество», возникшее в Киеве. Его участники были противниками самодержавно-крепостнического строя и мечтали о создании вольной федерации свободных славянских народов. Шевченко возглавил последовательно революционное крыло этой организации — он отстаивал революционный путь борьбы и установление республиканского строя. После разгрома в 1847 г. этого общества царскими властями Шевченко был отдан в солдаты и на 10 лет сослан в отдаленную Орскую крепость.

Убежденными демократами и революционными просветителями являлись некоторые видные общественные деятели народов Кавказа. Многие из них получили образование в русских университетах, высоко ценили достижения русской прогрессивной культуры и успешно распространяли наиболее передовые идеи своего времени.

Известный грузинский педагог и ученый С. Додашвили (1805—1836), в первой половине 20-х годов обучавшийся в Петербургском университете, разделял идеи декабристов. По возвращении на родину он опубликовал ряд научных трудов, которые оказали заметное влияние на распространение в Грузии материалистической философии и развитие национальной культуры грузинского народа. В 1832 г. Додашвили подвергся аресту за антиправительственную деятельность и после тюремного заключения был сослан в Вятку.

Выдающийся грузинский поэт Николоз Бараташвили (1817—1845) являлся одним из учеников Додашвили. Происходя из обедневшей дворянской семьи, он вынужден был служить чиновником и близко сталкивался с приниженным положением народных масс Кавказа в царской России. В поэтическом творчестве Бараташвили отразилось стремление грузинского народа к национальному и социальному освобождению. Путь национального возрождения своего народа Бараташвили видел в развитии образования и в сближении с русской передовой культурой.

В первой половине XIX в. выступал крупнейший армянский писатель, педагог-просветитель и общественный деятель Хачатур Абовян (1805—1848). Абовян горячо приветствовал присоединение Армении к России, являясь убежденным сторонником сближения своего народа с русским народом. Он высоко ценил достижения передовой общественной мысли в России. В 30-х годах он учился в Дерптском (Тартуском) университете, а вернувшись на родину, занялся педагогической и литературной деятельностью. Его перу принадлежит большое количество литературных, исторических, лингвистических и этнографических трудов, а также школьных учебников. Вся разносторонняя деятельность Абовяна была подчинена делу просвещения армянского народа и борьбе за его лучшее будущее.

К середине XIX в. относится также начало творчества крупнейшего азербайджанского просветителя и философа-материалиста Мирзы Фатали Ахундова (1812— 1878). Владея русским языком с детства, он хорошо знал и высоко ценил прогрессивную русскую литературу. Он был близок к сосланным декабристам А. Бестужеву и А. Одоевскому, живо отозвался на трагическую гибель великого русского поэта Пушкина в стихотворении «Восточная поэма на смерть А. С. Пушкина», которое перевел на русский язык А. Бестужев. Ахундов предлагал заменить арабский алфавит в азербайджанской письменности латинскими или русскими буквами. В 60-х годах он стал известен своими атеистическими философско-публицистическими статьями, направленными против мусульманской религии и духовенства.

Передовые общественные деятели были в 30—40-х годах XIX в. и у других народов России. Прогрессивным демократическим содержанием отличалось творчество белорусского писателя, крепостного крестьянина Павлюка Бахримы и анонимного автора произведения «Тарас на Парнасе», эстонских просветителей-демократов Ф. Р. Фельмана (1798—1850) и Ф. Р. Крейцвальда (1803—1882) и других.

Освободительные идеи отчетливо звучали в творчестве крупнейших деятелей культуры многих народов России. Они выступали сторонниками сближения с прогрессивной русской культурой и передовой общественной мыслью, звавшей на борьбу с царизмом.