Правящие круги России стремились усилить государственный аппарат и провести некоторые меры, которые могли бы сгладить остроту общественных противоречий. Перестройка государственного аппарата пошла по пути усиления бюрократического начала. Был реорганизован Сенат; вместо коллегий образовались министерства, которыми единолично управляли министры, непосредственно подчиненные царю.

По закону о «свободных хлебопашцах», изданному в 1803 г., помещикам разрешалось освобождать крепостных крестьян за выкуп при обязательном наделении их земельными участками. Дворяне не спешили, однако, использовать этот закон. К тому же условия освобождения были крайне обременительными для крестьян. На основании закона о «свободных хлебопашцах» за всю первую четверть XIX в. освободилось лишь 47 тыс. душ мужского пола.

Обсуждение вопросов внутренней и внешней политики России в первые годы царствования Александра I происходило в так называемом Негласном комитете — немногочисленной и замкнутой группе, в которую входили лица, близкие к царю и пользовавшиеся большим влиянием на него. Члены Негласного комитета интересовались западноевропейскими буржуазными политическими учениями, но крайне робко ставили вопрос о применении их к феодально-крепостнической России.

Результаты деятельности Негласного комитета были очень невелики; даже те представители царской бюрократии, которые считали необходимым проведение отдельных реформ, стремились только сочетать основы самодержавия с внешними признаками представительного правления, почерпнутыми из конституций буржуазных государств. Таким путем предполагалось обезоружить растущую в стране критику самодержавия и в то же время сохранить неизменными основы существующего строя. Наступившее после Тильзита временное сближение с Наполеоном усилило эту группировку бюрократии. Разработка плана реформ была поручена М. М. Сперанскому. В своем проекте Сперанский придавал самодержавной монархии форму конституционного устройства. Он предполагал создать сложную четырехстепенную систему представительных учреждений, право выбора в которые ограничивалось имущественным цензом и не распространялось на помещичьих крестьян. Вместе с тем в плане Сперанского законодательная инициатива предоставлялась особому Государственному совету из назначенных сановников, а окончательное утверждение принятых законов по-прежнему сохранялось за царем.

Туры в Таиланд - 728*90

Не ставя вопроса об отмене крепостного права в России, Сперанский все же ограничивал произвол помещичьей власти над крестьянами: крепостные подлежали наказанию только по решению суда, и их феодальные повинности регламентировались законом или добровольным соглашением. Помещичьи крестьяне получали также право приобретать движимую и недвижимую собственность. Они не могли самовольно оставлять имения своих помещиков, но и последним запрещалось продавать крестьян без земли.

«План государственного преобразования» Сперанского при всей своей ограниченности намечал в перспективе развитие в России буржуазных отношений. Поэтому он и вызвал решительное противодействие со стороны влиятельных крепостников. Из всех его предложений было осуществлено лишь учреждение в 1810 г. Государственного совета, который стал совещательным органом при царе.

Уступая требованиям реакционного дворянства, Александр I отстранил Сперанского от дел и отправил его в ссылку. Накануне назревавшей войны с наполеоновской Францией царское правительство стремилось обеспечить себе единодушную поддержку всей массы дворян.