Деталь фрески Ферапонтова монастыря работы Дионисия. 1500 год.

Деталь фрески Ферапонтова монастыря работы Дионисия. 1500 год.

Для устного народного творчества этого времени характерно продолжение развития былинного эпоса, в котором всё более и более проявлялось отрицательное отношение социальных низов к князьям и боярам. Это нашло своё выражение в развенчании образа князя Владимира, который выступает теперь в некоторых былинах как олицетворение всего зла, свойственного правящим классам.

В замечательной былине этого периода — «О Вавиле и скоморохах» социальное зло представлено обобщающим образом царя Собаки, в борьбе с которым народ выходит победителем. Царству зла, насилия, социальной несправедливости противопоставляется в былинах иная жизнь, героями которой выступают «крестьянский сын» Илья Муромец и пахарь Микула Селянинович.

Вместе с тем большой размах событий, связанных с объединением русских земель и образование национального Русского государства, способствовал развитию нового вида народного эпоса — исторической песни, где повествование органически связывается с конкретными историческими деятелями и событиями.

В XVI в. складывается первый большой цикл исторических песен, в котором отражены важнейшие события середины и второй половины XVI в.

Банк Тинькофф

Горячим патриотизмом проникнута песня, посвящённая одному из крупнейших исторических событий внешней политики — взятию Казани. Здесь прославляется Иван Грозный как руководитель похода, но главные герои песни — представители народа, «славные мастера» — пушкари и зажигалыцики, «люди умные, люди разумные», своей стойкостью и мужеством решившие победоносный исход войны.

Собор Василия Блаженного в Москве. Зодчие Барма и Постник. 1553-1560 год.

Собор Василия Блаженного в Москве. Зодчие Барма и Постник. 1553-1560 год.

Не только в исторических песнях, но и в народных сказках бояре изображались жадными, трусливыми, своекорыстными. Ненависть к ним народа очень ярко выражена в сказке «Расправа с боярами», где царь, изгнанный с престола изменниками-боярами, вскоре вернулся в Москву и «перекрутил бояр, словно мух».

Несмотря на то, что для народно-поэтических произведений характерны были царистские иллюзии, народ в своих песнях сурово осуждал жестокость самодержавного правителя. Так, в песне «Грозный и сын» не находит оправдания в глазах народа убийство царём своего сына и расправа Ивана IV с новгородцами в 1570 г.

Прямая угроза крестьянина расправиться со своими угнетателями и вера в силу народную выражена в песне о Кострюке, в котором народ изобразил боярина-поработителя.

Носителями подлинно народного искусства были песенники, скоморохи, домрочеи и др. Развитие народно-сатирического творчества входило в конфликт с официальной светской и церковной идеологией. Церковная и светская власти преследовали скоморохов, распространявших народную сатиру, и стремились не допускать проникновения её образов и форм в официальную литературу. Протест против социального угнетения отразился также в пословицах.