Важным мероприятием в области кодификации норм русского права и упорядочения судопроизводства было составление в июне 1550 г. нового Судебника. В Судебнике Ивана IV получила отражение дальнейшая, хотя и не всегда последовательная, централизация аппарата государственной власти.

В судопроизводстве увеличивался удельный вес центральных органов управления и дьяческой бюрократии; ещё более ограничивались судебные функции наместников за счёт более широкого привлечения к участию в суде представителей зажиточных кругов посадского населения и черносошных крестьян. Усиливались суровые наказания «ведомым лихим людям», и вводился «розыск» по делам, связанным с «разбоем» и «душегубством».

Судебник 1550 г. подтвердил постановление Судебника 1497 г. относительно крестьянского «выхода» в Юрьев день, увеличив плату за выход. Судебник 1550 г. носит на себе следы компромиссного характера политики правительства Адашева. Дворянству не удалось добиться сколько-нибудь серьёзного ограничения боярского землевладения.

Вопрос о судьбах церковно-монастырского землевладения сделался предметом специального рассмотрения на заседаниях церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого собора, или Стоглава (соборные решения были сформулированы в сборнике, содержавшем 100 глав, отсюда и название собора). Правительство предполагало осуществить с согласия собора ликвидацию церковно-монастырского землевладения и «белых» слобод, принадлежавших духовным феодалам и обладавших большими податными льготами. Однако осифлянское большинство Стоглава решительно поддержало принцип незыблемости прав духовенства на владение недвижимой собственностью, в защиту которого выступил митрополит Макарий. Дело окончилось принятием компромиссного решения. Монастырское землевладение несколько сократилось. Аннулировались, в частности, сделанные после смерти Василия III княжеско-боярские земельные пожалования в монастыри.

Туры в Таиланд - 728*90

Монастырям запрещалось без доклада царю покупать земли, а потомкам удельных княжат — передавать земли на «помин души». Духовные феодалы не могли впредь основывать новые «белые» схободы и дворы в городах. В результате пересмотра жалованных грамот, произведённого в мае 1551 г., отдельные церковно-монастырские корпорации лишались некоторых своих земель, население монастырских городских дворов приравнивалось в податном и судебном отношении к посадским людям, а главные податные привилегии («тарханы»), распространявшиеся на другие поземельные владения духовных вотчинников, были ликвидированы. Только позднее, в годы опричнины, церковникам удалось добиться частичного восстановления податных привилегий.

На Стоглаве митрополит Макарий и другие осифлянские иерархи провели ряд реформ, направленных к унификации некоторых церковных обрядов и ликвидации отдельных злоупотреблений духовенства. Собор принял также постановление об организации специальных училищ для подготовки священников. Все эти мероприятия должны были поднять авторитет церкви.