В результате польско-шведской интервенции страна находилась в состоянии сильнейшего экономического упадка. На месте сотен сёл и деревень на территории, подвергшейся оккупации, в центральной части страны, а также на западной и юго-западной окраинах оставались только развалины. В уцелевших поселениях большая часть дворов стояла пустыми, владельцы их были перебиты или разбрелись. Значительно сократилась площадь возделываемых полей. Число малопашенных или беспашенных дворов на помещичьих землях доходило до 70%. Однако производительные силы страны не были полностью подорваны. После окончания военных действий хозяйственная жизнь начала восстанавливаться.

В разрешении трудных вопросов восстановления экономики страны правительство Михаила Романова исходило из интересов дворянства, возведшего нового царя на престол.

Упрочение новой династии на троне в значительной мере зависело от удовлетворения основных требований дворянства, в частности в сфере вотчинного и поместного землевладения. Новое правительство пересмотрело старые земельные пожалования, подтвердив те из них, которые были получены землевладельцами, поддерживавшими правительство Михаила Романова. Помимо этого, была проведена широкая раздача дворянству дворцовых и чёрных земель в районах, наименее подвергшихся разорению. От нового правительства дворянство получило землю в наиболее выгодной для него форме. Большинство земельных дарений было передано дворянству в вотчинное владение. Это представляло собой крупную победу дворянства, стремившегося приравнять поместья к вотчинам.

Банк Тинькофф

Для закрепления за дворянскими хозяйствами крепостного крестьянства был установлен по желанию дворянства 10-летний срок сыска беглых крестьян. Правительство не решилось подтвердить закон 1607 г. о 15-летнем сроке сыска. Оно вынуждено было затягивать петлю крепостной зависимости медленнее, чем само того хотело. Кроме того, бояре, имевшие более широкие возможности для крестьянского своза и не желавшие уступать свезённых ими в свои вотчины крестьян, выступали против увеличения срока урочных лет.

Внутренняя политика нового правительства, направленная на укрепление помещичьего хозяйства, не могла не ухудшить положение крестьянства. Крепостные крестьяне должны были своим трудом восстанавливать дворянские хозяйства. Усилившееся бремя государственных налогов легло на плечи посада и черносошного крестьянства.

Полная истощённость государственной казны и острая нужда правительства в средствах вызвали практику усиленного обложения (чрезвычайные сборы пятой, десятой и двадцатой деньги, т. е. 20, 10 и 5% от стоимости имущества). В 10— 20-х годах XVII в. пятинные деньги собирались 7 раз. Эти сборы взимались главным образом с посадского населения и огромной тяжестью ложились на его низшие слои.

Таким образом, народные массы, крестьяне и посадские люди, освободившие страну от гнёта иноземных захватчиков, отстоявшие независимость и единство Русского государства, оказались в результате политики, проводимой новым правительством, в более тяжёлом положении, чем это было до крестьянской войны и борьбы с интервентами.

Второй задачей нового правительства было укрепление государственного аппарата, расшатанного за годы интервенции, усиление его централизации. В этот период активизировалась деятельность земских соборов; в первое десятилетие царствования Михаила Романова они действовали непрерывно. Земские соборы в основном занимались изысканием средств для пополнения оскудевшей государственной казны и вопросами внешней политики. Правительство при проведении чрезвычайных мероприятий искало поддержки у представителей господствующего класса, созываемых на земский собор. По мере укрепления государственной власти правительство начинает реже обращаться к помощи земских соборов. С целью улучшения деятельности центральных учреждений было увеличено количество приказов, возросло число дьяков и их значение. В большей степени были подчинены центру органы местного управления. В городах вводилось воеводское управление во главе с назначаемыми правительством воеводами, ведавшими всеми сторонами управления. Воеводам были подчинены органы земского самоуправления. Губные старосты там, где они сохранились, превращались в помощников воевод.

К 30-м годам XVII столетия последствия интервенции можно было считать изжитыми. Уже писцовые книги 20-х годов XVII в. отражают процесс восстановления хозяйства страны. Сёла и деревни, числившиеся в 1614—1615 гг. пустыми, заселяются. Соотношение крестьянских и бобыльских дворов меняется в пользу первых. Размер пашни быстро растёт.

Восстановление народного хозяйства и укрепление внутреннего положения в стране позволяли выдвинуть на очередь решение ряда внешнеполитических задач.