Деталь фрески с изображением семьи гостя Гр. Никитникова в церкви св. Троицы в Москве. Середина XVII века.

Деталь фрески с изображением семьи гостя Гр. Никитникова в церкви св. Троицы в Москве. Середина XVII века.

В XVII в. в разных областях русской культуры произошли большие сдвиги.

«Новый период» в истории России властно порывал с традициями прошлого в науке, искусстве и литературе; Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»).

Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий.

Громадные и плодотворные последствия для русского, украинского и белорусского народов имело воссоединение Украины с Россией. Зарождение театра, распространение партесного пения (церковное хоровое пение), развитие силлабического стихосложения, новые элементы в архитектуре были общими культурными явлениями для России, Украины и Белоруссии XVII в.

Туры в Таиланд - 728*90

Грамотность сделалась достоянием значительно более широких кругов населения, чем раньше. Большое количество торговых людей и ремесленников в городах, как это показывают многочисленные подписи посадских людей на челобитьях и других актах, умело читать и писать. Грамотность распространялась и среди крестьянского населения, главным образом среди черносошных крестьян, о чем можно судить по записям на рукописях XVII в., сделанным их владельцами — крестьянами. В дворянских и купеческих кругах грамотность была явлением уже обычным.

Букварь В. Бурцева. Издание 1637 года. Лист с гравюрой, изображающей школу.

Букварь В. Бурцева. Издание 1637 года. Лист с гравюрой, изображающей школу.

В XVII столетии делаются усиленные попытки создания в России постоянно действующих учебных заведений. Однако только в конце столетия эти попытки приводят к созданию первого высшего учебного заведения. Сначала правительство открыло в Москве училище (1687 г.), в котором ученые греки братья Лихуды преподавали не только церковные, но и некоторые светские науки (арифметику, риторику и пр.). На основе этого училища возникла Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она помещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве (часть этих зданий сохранилась до нашего времени). Академия в основном готовила образованных лиц для замещения духовных должностей, но дала и немало людей, занятых различными гражданскими профессиями. В ней, как известно, учился и великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Дальнейшее развитие получило книгопечатание. Главным его центром был Печатный двор в Москве, каменное здание которого существует и в настоящее время. Печатный двор в основном издавал церковные книги. За первую половину XVII в. было выпущено около 200 отдельных изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был учебник патриаршего дьяка Василия Бурцева — «Букварь языка славенского, сиречь начало учения детям», впервые изданный в 1634 г. Во второй половине XVII в. количество светских книг, выпускаемых Печатным двором, резко увеличивается. К их числу принадлежали «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение». Таможенный устав и пр.

На Украине важнейшими центрами книгопечатания были Киев и Чернигов. В типографии Киево-Печерской лавры был напечатан первый учебник по русской истории — «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа».