М. В. Ломоносов. Бюст работы Ф. И. Шубина.

М. В. Ломоносов. Бюст работы Ф. И. Шубина.

Наиболее ярким показателем уровня, достигнутого русской наукой и культурой в XVIII в., является многогранное творчество гениального ученого и мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765). Он был выходцем из народных масс, сыном рыбака-помора.

Непреодолимая тяга к знанию привела девятнадцатилетнего Ломоносова в Москву, где он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Вспоминая о пятилетнем пребывании в академии, Ломоносов писал: «Имея один алтын (3 коп.) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». В 1735 г. Ломоносов был направлен в Петербург в университет при Академии наук. Через год он был уже в научной командировке в Германии, откуда вернулся в Петербург в 1741 г. Ломоносов был первым русским ученым, получившим звание профессора и академика Петербургской Академии наук (1745 г.).

Круг интересов Ломоносова и его научных изысканий чрезвычайно широк, в этом отношении он стоит наравне с такими корифеями науки, как Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин, Ньютон. Химия и математика, физика в геология, астрономия и механика, география и ботаника, философия, языкознание и история входили в круг его интересов. Выражением признания заслуг Ломоносова явилось избрание его членом Стокгольмской и Болонской академий.

Туры в Таиланд - 728*90

Ломоносов рассматривал явления природы в их развитии. Он писал: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии был с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что показывает история и древняя география». В 1748 г. Ломоносов открыл закон сохранения вещества и энергии. Научные открытия Ломоносов стремился внедрять в металлургию, горное дело, производство стекла, фарфора, красок. Органическое единство теории и практики составляло основную черту творчества Ломоносова Он изобрел «ночезрительную трубу», с помощью которой можно было ночью «яснее и явственнее различать скалы и корабли», создал отражательный зеркальный телескоп и т. п. Незадолго перед смертью Ломоносов выпустил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и покаяние возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763 г.).

В области гуманитарных наук деятельность Ломоносова была не менее разнобразной. Он был автором первой научной грамматики русского языка. «Древняя Российская история» Ломоносова была направлена против антинаучной норманской теории происхождения русского государства.

Поэтическое творчество Ломоносова отличалось жизнеутверждающим оптимизмом. верой в великое будущее своего народа. Главными темами хвалебно-торжественных од Ломоносова были Россия, мирный труд; он прославлял Петра I, в котором находил идеальные черты «просвещенного монарха». «Оду на взятие Хотина» (1739 г.) В. Г. Белинский считал началом современной русской литературы.

Свой поэтический талант Ломоносов использовал для пропаганды науки. Его «Письмо о пользе стекла», как и многие другие стихотворения, отличается научным и публицистическим содержанием. Ломоносов был горячим сторонником распространения научных знаний среди русских людей, твердо верил в творческие способности русского народа и был убежден, что может «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». В целях распространения просвещения в стране и подготовки собственных русских кадров в области просвещения, науки и культуры Ломоносов отдал много сил организации преподавания в гимназии и университете, находившихся при Академии наук. В 1755 г. по его инициативе и по его плану был основан Московский университет. Благодаря стараниям Ломоносова в составе Московского университета не было богословского факультета, что способствовало развитию материалистического направления в науке и ее освобождению от влияния церкви. Преподавание в университете велось на русском, а не на латинском языке. В университете имели возможность учиться выходцы из непривилегированных сословий. Университет получил в свое распоряжение ряд лабораторий, научных кабинетов и типографию. Все это способствовало его превращению в важнейший центр русского просвещения, культуры и науки.

«Великое боренье» Ломоносова за «науки российские» скоро принесло плоды: появилась целая плеяда русских ученых, учеников Ломоносова — философ Д. С. Аничков, юрист С. Е. Десницкий, медик С. Г. Зыбелин и др.