Петербург. Библиотека и кунсткамера Академии наук. Гравюра XVIII века.

Петербург. Библиотека и кунсткамера Академии наук. Гравюра XVIII века.

Развитие русской культуры при Петре I тесно связано с происходившими сдвигами в экономической жизни и с преобразованиями государственного аппарата. Основание мануфактур, проведение каналов, создание военно-морского флота требовали подготовки специалистов в различных областях науки и техники. Для регулярной армии и флота и новых бюрократических учреждений нужны были подготовленные офицеры и чиновники. Между тем в XVII в. обучение было еще проникнуто средневековой религиозной идеологией и стояло далеко от практических задач.

В первой четверти XVIII в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. Богословие уступает место прикладным наукам. Дворянских недорослей в обязательном порядке заставляли овладевать математикой, инженерным делом, техникой кораблестроения и кораблевождения, фортификацией и т. п. Некоторых из них посылали для обучения в Западную Европу.

В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, где обучались инженерному и артиллерийскому делу, позднее, в 1715 г., вместо Навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712 г. в Москве открылась Инженерная школа; медицинский персонал подготовлялся в Медицинском училище при Московском госпитале, занятия в котором начались в 1707 г.

Туры в Таиланд - 728*90

В. Н. Татищев. Гравюра А. Осипова.

В. Н. Татищев. Гравюра А. Осипова.

Помимо Морской академии и училищ, организованных в столицах, учебные заведения, специальные и общеобразовательные, создавались в провинции. При Петровских заводах в Карелии и на Урале были организованы первые в России горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Во многих городах возникли цифирные (для горожан), епархиальные (для духовенства) и гарнизонные (для детей солдат) школы. Для школ выпускалась учебная литература — буквари, пособия по математике и по механике, наставления по военно-инженерному делу. Преподаватель Навигационной школы Л. Магницкий в 1703 г. издал знаменитую «Арифметику», по которой обучалось не одно поколение русских людей.

С января 1703 г. в Москве стала выходить первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Наряду с политическими и военными известиями в «Ведомостях» печатались сообщения о новых заводах, открытиях залежей руды, нефти и т. п.

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 г. нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению со сложным начертанием старых церковнославянских букв. Труды западноевропейских ученых стали систематически переводить на русский язык. Это был процесс обогащения страны достижениями зарубежной науки и техники.

Крупнейшим писателем и публицистом этого времени был псковский архиепископ Феофан Прокопович. Наряду с художественными произведениями и богословскими сочинениями он выступал с проповедями и сочинениями на политические темы. В похвальных словах и проповедях Феофан защищал преобразования Петра I. В трактатах «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» он обосновывал абсолютизм и полное подчинение церкви государственной власти.

Выдающимся произведением русской экономической мысли и публицистике является «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова (1652—1726), распространявшаяся в рукописи (впервые «Книга о скудости и богатстве» была напечатана только в 1842 г.). Посошков был уроженцем подмосковного села и принадлежал к семье ремесленника-серебряника, в дальнейшем состоял «денежным мастером», а к концу жизни — «купецким человеком». Идеолог нарождающейся буржуазии Посошков предлагал в своей книге меры для поощрения торговли и промышленности, соответствующие развитому меркантилизму. Занятие торговлей, по его мнению, должно быть исключительно привилегией купечества; дворянам и крестьянам торговля должна быть запрещена; надо защищать русское купечество от конкуренции иностранцев. Он рекомендовал строить казенные заводы и передавать их затем в частные руки, предоставлять купцам дешевый кредит. Крепостное право он предлагал ограничить, установив в законе точный размер крестьянских повинностей в пользу помещиков и отделив крестьянские земли от помещичьих. Его сочинения проникнуты чувством глубокого патриотизма, верой в силу русского народа.

Замечательные успехи были достигнуты в географической науке, в поисках новых торговых путей, в картографических работах, а также в изучении ископаемых богатств страны.

В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В начале XVIII в. была открыта северная группа Курильских островов. В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция И. Бухгольца для поисков золота. Путь, проделанный Бухгольцем, позднее повторили Лихарев и И. Унковский. Впервые была составлена карта Каспийского и Аральского морей. Итоги работ русских картографов подвел в 1732 г. И. К. Кириллов, составивший капитальный «Атлас Всероссийской империи». Ему же принадлежит статистико-географическое описание России — «Цветущее состояние Всероссийского государства». Систематическое изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, широко разведывались железные руды на Урале, были найдены серебряно-свинцовые руды в Забайкалье.

В металлургии выдвинулись талантливые техники и администраторы В. Н. Татищев, В. Генин, Н. Клеопин и др. Изобретатель-самоучка, купец и подрядчик М. Сердюков реконструировал в 1722 г. Вышневолоцкий канал и сделал его практически пригодным для судоходства. Механик А. К. Нартов изобрел механический суппорт для токарного станка. Приглашались также иностранные специалисты.

Для развития и распространения научных знаний была учреждена в Петербурге Академия наук. Она должна была служить центром научно-исследовательской работы и вести подготовку молодых ученых. Открытие Академии состоялось уже после смерти Петра I, в конце 1725 г. В составе Академии наряду с научно-исследовательскими учреждениями находились гимназия и университет. В Академию был передан организованный еще в 1714 г. первый в России естественнонаучный музей (кунсткамера).