Утверждение абсолютизма значительно изменило положение церкви. Правительство еще с XVI в. стало принимать меры к ограничению роста землевладения и числа крестьян духовных феодалов, имея в виду интересы светского землевладения.

Однако церковь и монастыри и в первой четверти XVIII в. еще владели примерно пятой частью сельского населения страны. Политика подчинения духовной иерархии светской власти в первой четверти XVIII в. проводилась более решительно, чем прежде.

В 1701 г. Петр осуществил частичную секуляризацию церковного имущества, для чего восстановил Монастырский приказ, управлявший монастырскими вотчинами посредством светских чиновников. Значительная часть доходов от монастырских владений поступала с этого времени в общегосударственную казну.

Вместо патриаршей власти по образцу светских коллегий была учреждена для управления церковью Духовная коллегия, переименованная позже в святейший Синод. Члены Синода, так же как и прочих коллегий, назначались царем. Эта реформа завершила подчинение церкви светской власти.