Архитектура и искусство в 30-е годы XX века

Архитектура и искусство в 30-е годы XX века

30-е годы — это пора наступающей зрелости советских изобразительных искусств, утверждение принципов социалистического реализма как ведущего творческого метода.

Успехи советской живописи этих лет особенно полно представляет новый этап творчества М. В. Нестерова, в работах которого (портреты академика И. П. Павлова, братьев Кориных, В. И. Мухиной, хирурга С. С. Юдина) глубина и рельефность изображения человеческих характеров соединяются с широкой общей темой творческого труда советских людей.

Высокий уровень портретной живописи поддерживают П. Д. Корин (портреты А. М. Горького, М. В. Нестерова), И. Э. Грабарь (портрет сына, портрет С. А. Чаплыгина), П. П. Кончаловский (портрет В. Э. Мейерхольда, портрет студента-негра), Н. П. Ульянов и другие. Большим достижением явились исторические картины Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе». Тема гражданской войны с огромной драматической силой и экспрессией воплотилась в картине С. В. Герасимова «Клятва сибирских партизан». На исторические сюжеты написаны также «Старые хозяева» и «Утро офицера царской армии» Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Но главное внимание советские живописцы уделяют изображению современности. Выдающимся мастером картин на современную тему становится А. А. Дейнека с его широтой обобщений, жизненной правдивостью, острым чувством нового («Мать», «Будущие летчики» и т. д.). Важный шаг по пути развития бытового жанра делают Ю. И. Пименов («Новая Москва») и А. А. Пластов («Колхозное стадо»), их поэтическое претворение темы приходит на смену полотнам иллюстративного характера.

Банк Тинькофф

Развитие графики в этот период связано прежде всего с книжной иллюстрацией. В этой области с успехом работают и мастера старшего поколения — С. В. Герасимов («Дело Артамоновых» М. Горького), К. И. Рудаков (иллюстрации к произведениям Г. Мопассана) и молодые художники — Д. А. Шмаринов («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Петр I» А. Н. Толстого), Е. А. Кибрик («Кола Брюньон» Р. Роллана, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера), Кукрыниксы «Жизнь Клима Самгина» М. Горького и другие), А. М. Каневский (произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина). Заметное развитие получила иллюстрация советской детской книги (В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов). Принципиально важное изменение по сравнению с предшествующим периодом состояло в том, что советские мастера иллюстрации переключились (хотя и несколько односторонне) с декоративного оформления книги на раскрытие идейного и художественного содержания литературных образов, на разработку человеческих характеров и драматургии действия, выраженной в веренице следующих друг за другом изображений.

В книжной иллюстрации наряду с реалистическим рисунком, акварелью, литографией сохраняет свое значение и гравюра, представленная произведениями таких признанных мастеров, как В. А. Фаворский («Vita Nuova» Данте, «Гамлет» Шекспира), М. И. Пиков, А. Д. Гончаров.

В области станковой графики на первый план в это время выдвигается портретный жанр (Г. С. Верейский, М. С. Родионов, А. В. Фонвизин).

Серьезным препятствием на пути развития советского искусства является в эти годы ремесленничество, тенденции ложной монументальности, парадности, связанные с культом личности Сталина. В этом отношении характерными примерами могут служить некоторые картины и скульптурные работы.

В искусстве архитектуры наиболее важные задачи решались в связи с проблемами градостроительства и сооружением жилых, административных, театральных и других зданий, а также крупных промышленных объектов (таких, например, как автозавод в Москве, мясокомбинат в Ленинграде, теплоцентраль автозавода в Горьком и т. д.). Среди архитектурных произведений особенно характерны для этих лет дом Совета министров в Москве (А. Я. Лангман), гостиница «Москва» (А. В. Щусев, Л. И. Савельев, О. А. Стапран), Театр Советской Армии в Москве (К. Алабян, В. Н. Симбирцев), санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодске (М. Я. Гинзбург), речной вокзал в Химках (А. М. Рухлядьев) и другие. Основной эстетической тенденцией в ходе этих работ стало тяготение к традиционным формам классической ордерной архитектуры. Некритическое использование таких форм, механическое перенесение их в современность нередко приводило к ненужной внешней пышности и неоправданным излишествам.

Новые важные черты приобретает искусство скульптуры. Усиление связей монументально-декоративной скульптуры с архитектурой становится характерной особенностью этого периода. Выдающееся скульптурное произведение — группа «Рабочий и колхозница» — В. И. Мухиной возникло на основе архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. Синтез скульптуры с архитектурой проявился и в оформлении Московского метрополитена, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке.

Из произведений монументальной скульптуры этих лет наибольшее значение имели памятники Тарасу Шевченко в Харькове (М. Г. Манизер) и С. М. Кирову в Ленинграде (Н. В. Томский).

Дальнейшее развитие получает скульптурный портрет (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Г. И. Кепинов, 3. М. Виленский и другие). Многие скульпторы успешно работают над типическим обобщением образов современников («Металлург» Г. И. Мото-вилова, «Молодой рабочий» В. А. Синайского).