Охрана выводит из зала заседаний IV Государственной Думы депутата-большевика Г. И. Петровского. Фотография 1914 года.

Охрана выводит из зала заседаний IV Государственной Думы депутата-большевика Г. И. Петровского. Фотография 1914 года.

Большое место в политической жизни занял в это время национальный вопрос. Великодержавный шовинизм составлял одну из основ третьеиюньского режима. Все помещичьи партии III и IV Дум стояли на позициях насильственного сохранения «единой и неделимой Российской империи». Кадеты придерживались той же великодержавной политики, но в более гибкой, дипломатической форме. Считая опасными грубые и неприкрытые расправы с «инородцами» либералы предлагали пойти навстречу некоторым экономическим и политическим требованиям буржуазной верхушки угнетенных наций.

Позиции национальной буржуазии была двойственной. Царская политика русификации окраин вызывала у нее недовольство. Получив в результате революции крайне ограниченные политические права, национальная буржуазия стремилась к расширению их, не оставляя попыток опереться при этом на «свои» народные массы, повести их за собой. Но определяющим в ее поведении был страх перед новым 1905 годом, ради предотвращения которого она вступала в союз с русскими помещиками и буржуазией. Немногочисленные национальные фракции Думы (польское коло, мусульманская фракция) шли по всем коренным вопросам за октябристами и кадетами.

Туры в Таиланд - 728*90

Национализм господствующих классов находил поддержку со стороны мелкобуржуазных партий (Бунда — «Всеобщего еврейского рабочего союза в России и Польше», грузинских федералистов, армянских дашнаков, украинских меньшевиков-националнстов и им подобных). Самостоятельные классовые задачи пролетариата они подменяли якобы «общими» (для рабочих и буржуазии) национальными задачами, провозглашали фальшивый лозунг «бесклассовости» национальной культуры, раскалывали рабочее движение по национальному признаку. С националистами солидаризировались ликвидаторы-меньшевики и троцкисты.

В этих условиях большевики усилили борьбу за интернациональное сплочение рабочих, трудящихся масс всех наций России. Черносотенному великодержавному шовинизму и буржуазному национализму большевистская партия противопоставила свою революционно-марксистскую, последовательно-демократическую программу решения национального вопроса. В. И. Ленин посвятил этому вопросу многие статьи в «Правде», а также свои работы «Критические заметки по национальному вопросу» (1913 г.), «О праве наций на самоопределение» (1914 г.). Видное место в марксистской литературе заняла работа И. В. Сталина «Национальный вопрос и социал-демократия» (более позднее название — «Марксизм и национальный вопрос»), написанная им в 1913 г. под непосредственным влиянием Ленина во время пребывания за границей.

Рабочий класс России и его партия ставили своей целью положить конец политике угнетения наций и предоставить каждой нации возможность самой, без насильственного вмешательства извне, определить свою судьбу. Только отстаивая право наций на самоопределение, вплоть до отделения, подчеркивал Ленин, можно добиться объединения народов — не «рублем и дубьем», а на основе добровольного взаимного согласия. «Старому миру, миру национального угнетения, национальной грызни или национального обособления, рабочие противопоставляют новый мир единства трудящихся всех наций, в котором нет места ни для одной привилегии, ни для малейшего угнетения человека человеком»,— писал В. И. Ленин на страницах «Правды» в мае 1913 г.

Большевики имели свой план устройства многонационального, подлинно демократического государства в результате победы революции. Он предусматривал областную автономию для всех наций и народов, которые захотят остаться в составе данного государства, их полное равноправие во всех областях жизни, закрепленное конституцией, законодательным запрещением дискриминации или привилегий для какой-либо нации. Этот план отвечал прогрессивным тенденциям общественного развития, обеспечивая возможность наиболее широкого экономического и культурного подъема всех угнетенных народов России, связанных общностью исторических судеб с русским народом — ведущей силой в революционно-освободительной борьбе против царизма и империализма.

Рабочие депутаты в Думе неутомимо разоблачали царскую политику национального гнета. «Правда» опубликовала в начале 1914 г. написанный Лениным для внесения большевистской фракцией в Думу законопроект о национальном равноправии, имевший большое агитационное значение.

Господствующим классам не удалось разжиганием национальной розни отвлечь трудящиеся массы России от революционной борьбы. Позорным провалом окончилось сфабрикованное черносотенцами «дело Бейлиса» (по обвинению евреев в ритуальных убийствах). Царизм возлагал особые надежды на переселенческую политику как орудие русификации окраин — Средней Азии, Кавказа. Но если кулацкая прослойка переселенцев действительно являлась опорой царских колонизаторов, то трудящиеся переселенцы сближались с местным населением, передавая ему свои трудовые и культурные навыки, объединяясь с ним в общей революционной борьбе.