Станция Маяковская Московского метрополитена. Архитектор Н. А. Душкин.

Станция Маяковская Московского метрополитена. Архитектор Н. А. Душкин.

Советский народ проявил в борьбе за осуществление третьей пятилетки большой трудовой героизм. В марте 1939 г. коллектив рабочих и служащих московского станкостроительного завода «Красный пролетарий» обратился ко всем трудящимся с призывом организовать всенародное соревнование за выполнение третьей пятилетки. В своем обращении рабочие «Красного пролетария» писали: «Съезд партии принял план великих работ... Мы должны мобилизовать все свои силы на выполнение и перевыполнение этого плана».

В ходе соревнования возникли такие новые формы высокопроизводительного труда, как движение многостаночников и движение за совмещение профессий. Инициаторами его выступили в июле 1939 г. рабочие уральского завода имени Орджоникидзе и Харьковского машиностроительного завода. Это движение открывало новые возможности роста производства, способствовало повышению производительности труда, увеличению выпуска продукции на том же оборудовании при меньшем количестве рабочих.

Партийные и профсоюзные организации оказывали этому движению всемерную поддержку, стимулируя его также путем повышения материальной заинтересованности рабочих в применении новых методов труда.

Банк Тинькофф

Армия новаторов и передовиков производства росла. Вся страна знала многостаночника А. Волкова, бурильщика из Криворожья А. Семиволоса, лучшего сталевара Донбасса Г. Шкарабуру, машиниста Ярославской железной дороги А. Папавина, значительно превысившего межремонтные пробеги паровоза, и многих других.

На предприятиях развертывалась массовая техническая учеба рабочих, совершенствовались новые формы распространения передового опыта, особенно среди молодого пополнения рабочих, численность которого за 1938—1939 гг. достигла 2,5 млн. человек. Создавались курсы целевого назначения, готовившие рабочих по различным специальностям. На таких курсах было обучено за эти годы 3,4 млн. рабочих.

Возникли курсы второй профессии, школы передового опыта, где новаторы производства, а также опытные инженеры и техники демонстрировали передовые методы труда, распространяя их среди возможно большего количества рабочих.

На основе роста технической оснащенности предприятий, повышения квалификации и технической грамотности рабочих широкое развитие получили движение за рационализацию производственных процессов и движение изобретателей.

Технический прогресс в промышленности, механизация тяжелых и трудоемких работ, улучшение бытовых условий жизни трудящихся, развитие детских учреждений, осуществление всеобщего образования расширили возможность массового вовлечения женщин в производство. Летом 1939 г. по почину женщин Магнитогорска развернулось движение за массовое участие женщин в промышленном производстве. В 1938 г. на призыв передовой трактористки П. Н. Ангелиной «Сто тысяч подруг — на трактор!» откликнулось около 200 тыс. женщин.

Сборка грузовых машин на конвейере Московского автозавода. Фотография 1938 года.

Сборка грузовых машин на конвейере Московского автозавода. Фотография 1938 года.

С целью поощрения лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в области хозяйственного и культурного строительства, Президиум Верховного Совета СССР в Декабре 1938 г, учредил высшую степень трудового отличия — звание Героя Социалистического Труда. Первыми Героями Социалистического Труда стали выдающиеся советские конструкторы авиамоторов, самолетов, вооружения: В. А. Дегтярев, Ф: В. Токарев, Н. Н. Поликарпов, В. Г. Шпитальный, В. Г. Грабин, А. С. Яковлев, В. Я. Климов и другие. Тогда же были учреждены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

Коммунистическая партия, Советское правительство, профсоюзы вели настойчивую борьбу с недостатками в организации производства — текучестью рабочей силы, прогулами, нарушениями трудовой дисциплины. Этой цели служило принятое 28 декабря 1938 г. постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле». Оно предусматривало поощрение рабочих и служащих, длительное время работающих на одном предприятии, а также меры против прогульщиков и нарушителей трудовой дисциплины.

В начале третьей пятилетки была проведена организационная перестройка управления гигантски выросшей промышленностью. В результате разукрупнения Наркомата тяжелой промышленности возникли отдельные наркоматы — черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности и другие; Наркомат машиностроения был разделен на наркоматы тяжелого, среднего и общего машиностроения; созданы наркоматы автомобильного транспорта, строительства.

Специальными решениями партии и правительства предусматривались конкретные меры, имевшие целью дальнейшее развитие ведущих отраслей промышленности — угольной, нефтяной, станкостроительной, тяжелого машиностроения и других, а также улучшение промышленного строительства, усиление ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за соблюдение технологической дисциплины на производстве, повышение роли мастера в производственном процессе.