Богатство духовной жизни социалистического общества способствовало обогащению жанра драматургии. Пафос всенародной борьбы за торжество революционной правды — такова тематика большинства пьес в 30-е годы. Драматурги продолжают поиски более выразительных форм, полнее передающих новое содержание. В. Вишневский строит свою «Оптимистическую трагедию» (1933 г.) как героическую кантату о революционном флоте, как массовое действие, которое должно показать «гигантское течение самой жизни». Точность социальной характеристики персонажей (матросы, женщина-комиссар) лишь подкрепляет авторскую власть над действием; авторский монолог выдержан в искреннем и страстном публицистическом стиле.

Существенный вклад внес в драматургию Н. Погодин. В «Аристократах» (1934 г.) он с большой психологической убедительностью показал перевоспитание бывших преступников, работающих на строительстве Беломорского канала. В 1937 г. появилась его пьеса «Человек с ружьем» — первая из эпической трилогии о В. И. Ленине. Ярко и сильно выписанный образ вождя собирает как в фокусе смысл массового революционного движения, показанного в пьесе.

А. Афиногенов в результате творческих поисков («Далекое», 1934 г.; «Салют, Испания!», 1936 г.) пришел к убеждению в незыблемости традиционного сценического интерьера. В пределах этой традиции он пишет пьесы, проникнутые точностью психологического анализа, лиризмом, тонкостью интонации и чистотой нравственных критериев. В том же направлении шел А. Арбузов, воплотивший в образе Тани Рябининой («Таня», 1939 г.) духовную красоту нового человека.