В первое время после Великой Октябрьской социалистической революции, когда перед культурой и искусством были поставлены новые задачи служения свободному народу, советское кино делало лишь начальные шаги по овладению своими выразительными Средствами. Наследие, полученное от дореволюционной России, состояло из небольшого числа удачных фильмов, поставленных главным образом по литературным произведениям русских классиков, из нескольких талантливых и культурных режиссеров, операторов, актеров и сильно подорванной войной, весьма посредственной производственной базы. Разруха и голод, сжимавшееся кольцо фронтов гражданской войны — вот условия, в которых советская кинематография начинала свою жизнь.

В. И. Ленин, зорко следивший за развитием кино, назвал его важнейшим из искусств. Он видел и разнообразие форм кино, и его массовость, и огромные познавательные, агитационно-воспитательные возможности.

Наметив три основных вида киноискусства: художественную кинематографию, «образную публицистику» (хроникально-документальная кинематография), «образные лекции» (научно-популярная кинематография),— В. И. Ленин выдвинул на первое место художественную кинематографию, пропагандирующую социалистические идеи в форме увлекательных картин о разнообразных явлениях жизни. 27 августа 1919 г. он подписал декрет о национализации кинопромышленности. Эта дата теперь отмечается как день рождения советского кино.