А. М. Горький на трибуне I Всесоюзного съезда советских писателей. Фотография 1934 года.

А. М. Горький на трибуне I Всесоюзного съезда советских писателей. Фотография 1934 года.

Для развития молодой советской литературы огромное значение имел творческий опыт Алексея Максимовича Горького. Октябрьская революция дала Горькому возможность по-новому осуществить ряд старых замыслов. В 1922—1923 гг. написаны «Мои университеты» — третья книга автобиографической трилогии. В 1925 г. появился роман «Дело Артамоновых».

С 1925 г. Горький начал работать над «Жизнью Клима Самгина».

В «Деле Артамоновых» и «Жизни Клима Самгина» развернута, по выражению А. В. Луначарского, «движущаяся панорама десятилетий». Интерес Горького-художника к прошлому был обусловлен актуальными, современными задачами. Его эпопеи являлись художественным доказательством исторической необходимости совершившейся революции; они показывали истоки революции и весь процесс ее вызревания в недрах народной жизни. В «Деле Артамоновых» дана история трех поколений буржуазной семьи. Старший из Артамоновых — Илья — представитель ранней формации русских капиталистов-первонакопителей; его деятельности присущ подлинный творческий размах. Но уже второе поколение артамоновского рода обнаруживает признака деградации, неспособность направлять движение жизни, бессилие перед ее неумолимым ходом, несущим гибель артамоновскому классу.

Банк Тинькофф

Особенная монументальность и широта отличают четырехтомную эпопею «Жизнь Клима Самгина», имеющую подзаголовок «Сорок лет». «В «Самгине» я хотел бы рассказать — по возможности — обо всем, что пережито в нашей стране за сорок лет»,— пояснял Горький свой замысел. Нижегородская ярмарка, катастрофа на Ходынке в 1896 г., «Кровавоевоскресенье» 9 января 1905 г., похороны Баумана, декабрьское восстание в Москве — все эти исторические события, воссозданные в романе, становятся его вехами и сюжетными кульминациями. «Сорок лет» — это и сорок лет русской истории и срок жизни Клима Самгина, днем рождения которого открывается книга и днем смерти которого она должна была закончиться (писатель не успел завершить четвертый том романа; последние эпизоды остались в черновых набросках). Заурядный буржуазный интеллигент Клим Самгин, «интеллигент средней стоимости», как его назвал Горький, выступает носителем претензий буржуазной интеллигенции на руководящее место в общественной жизни.

Горький развенчивает эти претензии, развертывая перед читателем поток сознания Самгина —сознания, раздробленного и аморфного, бессильного справиться с обилием впечатлений, поступающих в него из внешнего мира, освоить, связать и подчинить их себе. Самгин чувствует себя атакованным бурно развивающейся революционной действительностью, органически враждебной ему. Он вынужден видеть, слышать и обдумывать то, чего не хотел бы ни видеть, ни слышать, ни воспринимать. Постоянно обороняясь от натиска жизни, он тяготеет к успокоительной иллюзии и возводит свои иллюзорные настроения в принцип. Но каждый раз действительность безжалостно разрушает иллюзию и Самгин переживает тяжелые минуты столкновения с объективной правдой. Так Горький соединил историческую панораму с внутренним саморазоблачением героя, данным в тонах «скрытой сатиры».

Обширная тематика послеоктябрьского творчества Горького связана с жанрами автобиографии, воспоминаний, литературного портрета. К «Моим университетам» примыкают автобиографические рассказы 1922—1923 гг. («Сторож», «Время Короленко», «О вреде философии», «О первой любви»), В 1924 г. появилась книга рассказов «Заметки из дневника», основанная на материалах мемуарного характера. Позднее написаны статьи «О том, как я учился писать» и «Беседы о ремесле», в которых проблемы литературной профессии раскрываются писателем на примерах собственной творческой биографии. Основную тему его автобиографических произведений выражают записанные им слова В. Г. Короленко: «Я иногда думаю, что нигде в мире нет такой разнообразной духовной жизни, как у нас на Руси».

В автобиографических рассказах 20-х годов и «Моих университетах» главными становятся темы: народ и культура, народ и интеллигенция. Горький особенно бережно и внимательно стремится запечатлеть и тем самым сохранить для будущих поколений светлые образы представителей передовой русской интеллигенции — носительницы прогрессивной культуры. Именно в этот период творчества рождается как самостоятельный жанр горьковский литературный портрет. Обладая феноменальной художественной памятью, которая хранила неисчерпаемые запасы наблюдений, Горький создал литературные портреты В. И. Ленина, Льва Толстого, Короленко, Блока, Л. Андреева, Каронина, Гарина-Михайловского и многих других. Портрет у Горького строится фрагментарно, лепится, как мозаика, из отдельных черт, штрихов, подробностей; облик изображаемого человека встает из этих, казалось бы, мелких деталей и черт в его непосредственной ощутимости, вызывая впечатление, что читатель знаком с этим человеком лично.

Создавая портрет Ленина, Горький воспроизводит множество его личных особенностей, повседневных привычек, которые передают исключительную человечность Ленина, простоту, отсутствие непреодолимой преграды между ним и любым другим человеком. «Живой у Вас Ильич»,— писала Н. К. Крупская Горькому. В замечательном очерке о Льве Толстом Горький композиционно так располагает свои наблюдения, чтобы их контрастное сопоставление и столкновение обрисовало облик «самого сложного человека среди всех крупнейших людей XIX столетия» в разнообразных и противоречивых сторонах и гранях, чтобы перед читателем встал «человек-оркестр», как называл Толстого Горький.

Поздняя горьковская драматургия отличается большой глубиной изображения человеческого характера. Особенно показательны в этом смысле пьесы «Егор Булычов и другие» (1932 г.) и «Васса Железнова» (1935 г., второй вариант) с необычайно сложными и многосторонними, не поддающимися однолинейным определениям характерами главных героев. Характеров такого диапазона и масштаба, столь объемных и крупных, Горький в своей прежней драматургии не создавал.

Деятельность Горького в советское время была крайне разнообразной. Он выступал и как очеркист (цикл «По Союзу Советов», основанный на впечатлениях от поездки по СССР в 1928—1929 гг.), и как неутомимый публицист и памфлетист-сатирик, как литературный критик, редактор произведений начинающих авторов, организатор культурных сил страны. По инициативе Горького были организованы такие издания, как «Всемирная литература», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», «История гражданской войны в СССР», «Жизнь замечательных людей». Во всех своих выступлениях Горький подчеркивал значение культурной традиции. Это было тем более важно, что нигилистические наскоки на классическое наследие прошлого были нередким явлением в первые годы строительства новой, советской культуры.