Б. В. Щукин в роли В. И. Ленина. Кадр из картины Ленин в 1918 году.

Б. В. Щукин в роли В. И. Ленина. Кадр из картины Ленин в 1918 году.

В начале 30-x годов в советском кино одержал полную победу метод социалистического реализма. В значительной степени этому содействовало повышение идейной емкости фильмов, связанное с освоением звука. Обогатив фильмы новыми могучими выразительными средствами — живым словом, музыкой, песней, шумами, звук сблизил кино с литературой и театром, позволил шире и увереннее использовать на экране творческий опыт смежных искусств.

Если в 20-х годах новаторские открытия советских кинематографистов относились главным образом к изобразительному решению фильмов, монтажу, ритму, построению массовых сцен, то теперь основное внимание направлялось на создание полноценных человеческих образов, на драматургическую композицию, на творчество актера. Кино стало смелее проникать в духовный мир человека, изображать его психологию, развитие характера.

С появлением звукового кино в творческую семью кинематографистов пришли многие прославленные театральные мастера — М. Тарханов, А. Тарасова, В. Добронравов, Н. Хмелев, А. Бучма, А. Хорава, а также композиторы Д. Шостакович, И. Дунаевский, Н. Крюков, Д. Кабалевский, A. Хачатурян и другие. В написании сценариев, завоевавших право называться новым жанром литературы, приняли участие такие крупнейшие советские писатели, как А. Толстой, П. Павленко, А. Корнейчук, Ю. Герман. Приобрели известность имена кинодраматургов А. Каплера, С. Ермолинского, Е. Габриловича, Е. Помещикова.

Банк Тинькофф

Среди первых советских звуковых фильмов о современности лучшими были «Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича. Образы людей труда, созданные в этих фильмах Н. Баталовым, В. Гардиным, отличались психологической сложностью и жизненной противоречивостью. «Златые горы» С. Юткевича и «Окраина» Б. Барнета положили начало советскому звуковому историко-революционному фильму. Классические произведения русской литературы обрели экранную жизнь в «Грозе» Островского, поставленной В. Петровым, в «Петербургской ночи» по Достоевскому (Г. Рошаль и В. Строева).

Кадр из кинофильма Чапаев

Кадр из кинофильма Чапаев

Все эти достижения подготовили появление шедевра киноискусства — фильма «Чапаев», поставленного в 1934 г. режиссерами Г. и С. Васильевыми по роману Д. Фурманова. Образ революционного полководца В. И. Чапаева, созданный артистом Б. Бабочкиным, и вся героическая эпоха гражданской войны предстали в этом фильме как глубокая жизненная правда, с исключительной ясностью и простотой.

Победу социалистического реализма в кино ознаменовал также ряд замечательных историко-революционных картин: «Трилогия о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга с Б. Чирковым в главной роли, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, «Щорс» А. Довженко, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана по сценарию B. Вишневского. Вершиной этого важнейшего жанра стали фильмы о В. И. Ленине («Ленин в Октябре», «Ленив в 1918 году»), созданные режиссером М. Роммом, а также «Человек с ружьем» и «Яков Свердлов», созданные С. Юткевичем. Артисты Б. Щукин и М. Штраух каждый по-своему, но оба правдиво и ярко воспроизвели образ великого вождя революции.

Народ как творец истории в крупнейшие исторические деятели как выразители прогрессивных устремлевий народа были показаны в больших эпических кинопроизведениях: «Петр I» В. Петрова, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Mинин и Пожарский» В. Пудовкина и М. Доллера, «Арсен» грузинского мастера М. Чиаурели. В этих фильмах всенародное признание получила талантливая игра артистов Н. Черкасова, Н. Симонова, М. Жарова и многих других.

Продолжалась экранизация литературной классики. Среди фильмов этого жанра выделялись «Бесприданница» Я. Протазанова, «Маскарад» С. Герасимова, трилогия М. Донского по автобиографическим повестям М. Горького, «Дело Артамоновых» Г. Рошаля и «Враги» А. Ивановского. Экранизировались также произведения Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Свифта, Бальзака, Мопассана, О’Генри.

Но главной темой, вдохновлявшей советских кинематографистов, была все же современность. Постановщики художественвых фильмов талантливо раскрывали новые черты человеческих характеров, новую мораль, творческое отношение к труду, пафос созидания. В «Великом гражданине» Ф. Эрмлера артист Н. Боголюбов создал незабываемый образ руководителя, коммуниста-ленинца. В фильме И. Хейфица и А. Зархи «Член правительства» В. Марецкая проникновенно сыграла русскую крестьянку, строительницу новой жизви в деревне. «Большая жизнь» Л. Лукова о шахтерах, фильмы С. Герасимова о комсомоле с участием Т. Макаровой и П. Алейникова, веселые кинокомедии Г. Алексавдрова и И. Пырьева, выполненные музыкой и песнями, с участием Л. Орловой, И. Ильинского, М. Ладыниной, Н. Крючкова, Б. Андреева и других живо, разнообразно, с большой любовью и вдохновением отражали мирную жизнь нашей Родины, созидательную деятельность советских людей.

А. П. Довженко. Фотография 1936 года.

А. П. Довженко. Фотография 1936 года.

О трудовых подвигах строителей социализма, завоевании Арктики, строительстве новых городов и заводов, о жизни социалистической деревни рассказывали документальные фильмы И. Копалина, Р. Кармена и других режиссеров.

Угроза войны привлекала внимание советских кинематографистов к антифашистской тематике. По произведениям Ф. Вольфа, Л. Фейхтвангера были поставлены фильмы «Профессор Мамлок», «Семья Оппенгейм». В фильмах А. Довженко «Аэроград», А. Иванова «На границе», Ю. Райзмана «Машенька» говорилось о коварных замыслах врага и патриотическом долге советских людей.

Но наряду с этими фильмами появляются слабые в художественном отношении картины, упрощенно изображающие врагов Советского государства. Фильмы «Если завтра война» Е. Дзигана, «Танкисты» 3. Драпкина и Р. Маймана и другие по существу демобилизовывали советских людей перед лицом грозной опасности. В этом сказалось отрицательное воздействие культа личности Сталина. Влияние культа личности проявилось и в модернизации героев и событий многих исторических и историко-революционных картин, а также в тенденции к приукрашиванию действительности в фильмах на современную тему.

Эти противоречия затрудняли, но не могли задержать плодотворного развития советского кино по пути социалистического реализма. Советские мастера продолжали совершенствовать новые выразительные средства кино. К концу 30-х годов режиссеры Н. Экк, А. Мачерет, оператор Ф. Проворов и другие создали короткометражные цветные кинокартины. Немалых успехов добились советские документалисты и мультипликаторы, мастера рисованых и кукольных фильмов. Научно-популярная кинематография выросла в самостоятельную область кинематографического творчества.