Великая Октябрьская революция, внесшая коренные преобразования во все сферы жизни страны, открыла новый период в истории музыкальной культуры. Революция приобщила широкие трудящиеся массы к великой сокровищнице классического художественного наследия. Уже в 1917 г. Советское правительство за подписью В. И. Ленина издало декрет о национализации оперных, бывших «императорских» театров (Большого — в Москве и Мариинского — в Петрограде). В 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Московской и Петроградской консерваторий и передаче их в ведение Народного Комиссариата просвещения «на равных со всеми высшими учебными заведениями правах». Народ получил право на профессиональное музыкальное образование. Начался этап «государственного музыкального строительства» — организация народных музыкальных школ, музыкальных издательств, театрального дела, концертных объединений.

Огромная роль в строительстве новой музыкальной культуры принадлежала передовой художественной интеллигенции, ставшей на сторону Советской власти. Многие виднейшие представители старшего поколения музыкальных деятелей — А. Глазунов, Р. Глиэр, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Н. Мясковский, Б. Асафьев, Л. Собинов, А. Нежданова и другие с энтузиазмом отдавали свои силы и опыт музыкально-просветительской работе в массах, устраивали популярные концерты, лекции, выпускали листовки, брошюры, на деле приобщали молодое советское искусство к лучшим классическим традициям.

Туры в Таиланд - 728*90

С первых же дней революции получает широкий размах массовая музыкальная самодеятельность. Новаторский характер приобретает народное музыкальное творчество. Русские песни, боевые, походные солдатские, старые революционные песни переделываются, переинтонируются, к ним пишутся новые революционные тексты. Безымянный коллективный автор создает советскую народную песню о героях революции и гражданской войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Гей, по дороге», «Расстрел коммунаров», «Смело мы в бой пойдем» и другие. Много сделал для пропаганды народной песни хор М. Е. Пятницкого, лишь после революции получивший право стать постоянно действующим коллективом, а в 20-х годах преобразованный в Государственный русский народный хор. Развитию народного песенного творчества способствовали композиторы А. Кастальский, Г. Лобачев, Д. Васильев-Буглай и другие. В 20-х же годах закладываются основы профессиональной советской песенной культуры, опирающейся на традиции народной песни и отражающей стремление композиторов приблизить свое творчество к современности. Появляются песни Дмитрия Покрасса «Марш Буденного» на текст А. Д’Актиля, «Проводы» Д. Васильева-Буглая на текст Демьяна Бедного, «Песня коммуны» А. Митюшина на текст В. Князева и, наконец, лучшая песня того времени «По долинам и по взгорьям» А. В. Александрова, мелодию которой сообщил композитору партизан П. Парфенов. Многие из этих песен живут и поныне как живое напоминание о славном революционном прошлом.

Первые послереволюционные годы были отмечены большим оживлением музыкально-театральной и концертно-исполнительской деятельности. Основу музыкального репертуара вначале составляли лучшие образцы русской и зарубежной классики. Наряду с крупнейшими исполнителями — артистами старшего поколения (Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Г. Пирогов, И. Ершов и другие) начинают выступать М. Полякин, Г. Нейгауз, Н. Голованов, В. Барсова, Н. Обухова, К. Сараджев и совсем еще молодые Д. Ойстрах, Л. Оборин, Г. Гинзбург, И. Козловский, М. Максакова, С. Преображенская. Закладываются основы советской исполнительской школы, во главе которой стоят выдающиеся музыканты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, С. Козолупов, Л. Николаев. В дальнейшем советское исполнительское искусство совершенствуется, создаются государственные русские и национальные музыкальные коллективы: Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Ленинградская академическая хоровая капелла, Украинская хоровая капелла «Думка», камерные ансамбли-квартеты (имени Глазунова, Бетховена, Комитаса); организуется Ансамбль красноармейской песни и пляски под руководством А. В. Александрова. Возникли и совершенно новые формы концертной жизни — концерты-митинги. Они носили агитационный характер и обычно заключали съезды, конференции, митинги и другие крупные общественные мероприятия.

В 1927 г. советские музыканты впервые приняли участие в международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, на котором первое место завоевал Л. Оборин.

Заметно повысился интерес к музыкальной науке, критике. Создалась советская музыкальная периодика.

В национальных республиках с помощью крупных русских композиторов развивалась социалистическая по содержанию и национальная по форме музыкальная культура.

Проблема новаторства, выдвинутая жизнью перед деятелями искусства, решалась порой упрощенно, схематично, вне связи с современностью и традициями классического искусства. Это сказалось в первую очередь в деятельности таких организаций, как Ассоциация современной музыки (1923—1931 гг.) и Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1924—1932 гг.).

Ассоциация современной музыки (ACM), пестрая и разнородная по составу, объединила большую часть старой музыкальной интеллигенции и наиболее «лево» настроенную молодежь. Входившие в нее композиторы создали ряд серьезных и интересных произведений, однако она не имела ясно выраженной идеологической платформы, а творческие искания некоторых ее участников практически превращались в пропаганду буржуазного «авангардизма». Что же касается Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), то она в начале своей деятельности выдвинула немало верных положений, но затем стала искажать линию партии в области искусства, проповедовать пролеткультовские тенденции (отрицание роли наследия, недооценка роли профессионального мастерства и т. п.).

Тем не менее эти трудности постепенно преодолевались. Так, например, успешно развивалось песенно-хоровое творчество молодых композиторов А. Давиденко, М. Коваля, В. Белого, Н. Чемберджи и других, тесно связанное с народными песенными традициями — от старых крестьянских и боевых революционных песен до песен Октябрьской революции и гражданской войны. Наиболее яркими образцами нового стиля были песни и хоры А. Давиденко «На десятой версте», «Улица волнуется», «Конная Буденного», лирические песни М. Коваля, песни В. Белого и т. д.

Попытки овладения современной темой делались и в других жанрах — оперном и симфоническом. Появляются первые оперы на темы гражданской войны («За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака), историко-революционные («Степан Разин» П. Триодина, «Сын солнца» С. Василенко, «Загмук» А. Крейна). Оперы той поры не удержались в репертуаре театров, но важна была тенденция, получившая развитие в последующее десятилетие.

Крупным достижением реалистической музыки явился балет Р. Глиэра «Красный мак», в яркой и эмоциональной музыке которого композитор впервые в истории этого жанра воплотил тему дружбы народов и революционной борьбы.

Большой противоречивостью отличалось развитие советской симфонической музыки. В ней отражались темы современности, революции, гражданской войны, героического революционного прошлого (5-я и 6-я симфонии Н. Мясковского, «Симфонический монумент 1905—1917» М. Гнесина, «Траурная ода» А. Крейна). Создавались произведения в духе классических традиций, основанные на народно-песенном материале,— 8-я симфония Н. Мясковского, «Запорожцы» Р. Глиэра, 3-я симфония А. Гедике, «Мцыри» М. Ипполитова-Иванова. Быстро завоевала мировую славу талантливая 1-я симфония Д. Шостаковича. Но, с другой стороны, появляется также ряд произведений с ярко выраженными модернистскими тенденциями — «Завод» А. Мосолова, «Сказки гипсового будды» Л. Книппера и другие.