Основные задачи второго пятилетнего плана

Основные задачи второго пятилетнего плана

Успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, обеспечив построение фундамента социалистической экономики, подготовило предпосылки для разрешения новой грандиозной задачи — достижения полной победы социализма в Советском Союзе. С 1933 г. Советская страна приступила к осуществлению второй пятилетки. Рабочий класс и колхозное крестьянство самоотверженно боролись за утверждение социалистического способа производства во всех отраслях народного хозяйства, за превращение страны в самую передовую, вполне независимую в технико-экономическом отношении державу.

Внешняя политика Советского Союза продолжала неуклонно следовать ленинским принципам мирного сосуществования государств с различными общественно-экономическими системами. Эта линия была призвана гарантировать успех строительства социализма в СССР и предотвратить губительную для всех народов новую мировую войну.

Призыв к организации социалистического соревнования в честь XVII съезда ВКП(б). Газета Правда, 28 ноября 1933 года.

Призыв к организации социалистического соревнования в честь XVII съезда ВКП(б). Газета Правда, 28 ноября 1933 года.

В разработке второго пятилетнего плана активно участвовали самые широкие слои рабочих и всех трудящихся. По призыву Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) и Государственной плановой комиссии (Госплана) он обсуждался коллективами промышленных предприятий, совхозов, машинно-тракторных станций, колхозов, учреждений. Это помогло Госплану подготовить наиболее реальный проект, который затем был представлен на рассмотрение XVII съезда Коммунистической партии.

Банк Тинькофф

XVII партийный съезд проходил с 26 января по 10 февраля 1934 г. Обсудив отчетный доклад Центрального Комитета партии и одобрив его политическую линию в практическую деятельность, съезд утвердил резолюцию «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.)». Основной политической задачей плана провозглашалась окончательная ликвидация капиталистических элементов в стране и причин, порождающих эксплуатацию человека человеком, а основной и решающей хозяйственной задачей — завершение технической реконструкции народного хозяйства, имеющей целью техническое перевооружение всех его отраслей, быстрейшее освоение новой техники и новых производств, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и т. д. Объем промышленной продукции намечалось увеличить в 2,1 раза, а по сравнению с довоенным уровнем — в 8 раз. Общий размер капиталовложений в промышленность был определен в 69,5 млрд. рублей, в том числе в тяжелую промышленность — 53,4 млрд., что составляло увеличение в 2,5 раза по сравнению с первой пятилеткой. При этом для обеспечения решительного сдвига в размещении производительных сил около половины капиталовложений, направляемых на новое строительство в тяжелой промышленности, предназначалось для восточных районов страны, а более одной трети всех капиталовложений в тяжелую промышленность — для завершения строительства Урало-Кузнецкого комбината.

В области сельского хозяйства вторая пятилетка предусматривала завершение коллективизации крестьянских хозяйств, техническую реконструкцию и организационно-хозяйственное укрепление
колхозов, увеличение производства сельскохозяйственной продукции вдвое. Капиталовложения в сельское хозяйство должны были составить 15,2 млрд. рублей против 9,7 млрд. рублей в первой пятилетке.

Второй пятилетний план предусматривал также дальнейшее повышение жизненного уровня советского народа, рост науки и культуры.

По государственной линии второй пятилетний план был утвержден постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР 17 ноября 1934 г.

На XVII съезде Коммунистической партии рассматривались вопросы партийного и советского строительства. В специальном решении съезд одобрил уже проведенные меры по улучшению хозяйственного руководства (разделение Высшего Совета Народного Хозяйства на три народных комиссариата — тяжелой, легкой и лесной промышленности, разукрупнение Народного комиссариата земледелия и других наркоматов, их главных управлений и трестов).

На съезде проявилось непомерное восхваление заслуг Сталина. Уверовав в свою непогрешимость, он все больше отходил от ленинских принципов и норм партийной жизни. По предложению Сталина было принято решение о создании Комиссии Партийного Контроля при ЦК партии и Комиссии Советского Контроля при Совете Народных Комиссаров вместо существовавшего ранее единого органа партийно государственного контроля (ЦКК — РКИ). Это решение противоречило указаниям Ленина о соединении партийного и государственного контроля. У делегатов съезда, особенно у старых большевиков, вызывала тревогу ненормальная обстановка, сложившаяся в партии в связи с культом личности. Многие из них, прежде всего те, кто был знаком с завещанием В. И. Ленина, полагали, что необходимо освободить Сталина от обязанностей генерального секретаря и перевести его на другую работу.

XVII съезд принял новый Устав партии, в котором содержалось краткое определение значения Коммунистической партии, ее роли в борьбе рабочего класса и всех трудящихся за победу социализма, ее места в системе диктатуры пролетариата. Устав был дополнен разделом о внутрипартийной демократии и партийной дисциплине.

Советские люди с воодушевлением встретили решения XVII съезда партии о втором пятилетнем плане. Преодолевая огромные трудности, они твердо и уверенно шли вперед.

15 марта 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об организационных мероприятиях в области советского и хозяйственного строительства», которое предусматривало расширение прав местных органов власти в деле Хозяйственного и культурного строительства. В интересах развития местной промышленности, выявления и использования новых сырьевых и топливных ресурсов были образованы в союзных и автономных республиках народные комиссариаты местной промышленности.

Изменилась роль профсоюзов в государственном управлении, хозяйственном и культурном строительстве. Еще в 1933 г. посредством объединения Народного комиссариата труда и ВЦСПС профсоюзам были переданы функции охраны труда и социального страхования, а после XVII съезда Коммунистической партии —также функции низовых органов упраздненного Наркомата рабоче-крестьянской инспекции и право контроля в области рабочего снабжения.

Росла политическая активность масс. На очередных выборах в Советы в 1934 г. участвовало по стране в целом 86% избирателей против 72% в 1931 г. Наибольший процент участия в выборах дало городское население (92%), но высокий процент (83%) показало и крестьянство, ставшее в основном колхозным. Только по РСФСР более 1,8 млн. человек состояли в секциях и депутатских группах Советов. Свыше 10 тыс. рабочих из более чем 500 предприятий входили в шефские бригады, осуществляющие шефство над государственными учреждениями.

В процессе социалистического строительства формировался новый человек советской эпохи, беззаветно преданный Родине, мужественный, отважный, способный преодолевать все трудности на пути к великой цели. Эти замечательные качества ярко проявили участники экспедиции на ледоколе «Челюскин» под руководством видного советского ученого О. Ю. Шмидта. Вышедший из Ленинграда во Владивосток по Северному морскому пути «Челюскин» в феврале 1934 г. утонул, раздавленный льдами в Чукотском море. 104 участника экспедиции высадились на лед. Они провели на льдине два месяца в исключительно трудных условиях, продолжая вести научную работу. Весь мир с восхищением следил за мужеством и бесстрашием челюскинцев. Советское правительство направило для их спасения корабли и самолеты. Летчики М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин, С. А. Леваневский, А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков, М. Т. Слепнев, преодолев неимоверные трудности, связанные с полетами в неблагоприятных арктических условиях, спасли всех участников экспедиции.

Центральный Исполнительный Комитет СССР 16 апреля 1934 г. установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Первыми этого высокого звания были удостоены летчики-герои, спасшие челюскинцев.