С большим воодушевлением приняли трудящиеся массы призыв Коммунистической партии к борьбе за превращение Советского Союза в могучую индустриальную социалистическую державу. Они отдавали на дело индустриализации промышленности не только свой героический труд, но и денежные средства, необходимые для укрепления бюджета и финансирования строительства.

Благодаря займам индустриализации, на которые подписывались трудящиеся, капиталовложения в промышленность увеличивались из года в год. В 1925/26 г. они составили 830 млн. рублей, из них в тяжелую промышленность — 609 млн.; в 1928/29 г. — соответственно 2073 млн. и 1616 млн. рублей. Это обеспечивало ускоренные темпы роста социалистической промышленности — намного более быстрые, чем темпы роста промышленности главных капиталистических стран. Например, в Соединенных Штатах Америки среднегодовой прирост промышленности за 29 лет (1901—1929 гг.) не превышал 4%, а в СССР в 1926/27 г. прирост промышленной продукции составил 18%. Все более ярко проявлялись преимущества социалистической системы хозяйства, ее огромная творческая, жизненная сила.

Особенно значительные успехи были достигнуты в развитии машиностроения. В 1926/27 г. продукция этой важнейшей отрасли уже на одну треть превысила продукцию 1913 г.

Базой для осуществления социалистической индустриализации были старые русские промышленные центры. В то же время Советское правительство всемерно заботилось о развитии индустрии во всех национальных республиках и областях. На Украине в 1926/27 г. началась реконструкция Луганского паровозостроительного завода, развернулось строительство Днепродзержинского вагоностроительного завода, продолжались реконструкция и строительство шахт в Донбассе, началось строительство Днепрогэса.

Банк Тинькофф

В Белоруссии приступили к сооружению Осиповичской электростанции, Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения, Бобруйского деревообрабатывающего комбината, Минского кожевенного завода и других крупных предприятий.

В 1927 г. было начато строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которое имело огромное значение для индустриального развития Советского Востока, для создания национальных кадров рабочего класса в Казахстане и Средней Азии.

Социалистический характер индустриализации страны находил выражение в росте социалистического сектора и падении удельного веса частнокапиталистического сектора. В промышленности удельный вес частного сектора сократился с 19% в 1924 г. до 14% в 1928 г.

Улучшалось материальное положение рабочего класса и трудового крестьянства. Резко сократилась безработица. За два года (1926—1927 гг.) число рабочих в СССР увеличилось на 7,5%. Росла номинальная и реальная заработная плата. Правда, продолжала ощущаться нехватка товаров широкого потребления, но трудящиеся сознавали необходимость ускоренного развития тяжелой индустрии и добровольно шли на известные ограничения и лишения.

Появились новые формы трудовой активности рабочего класса: производственные смотры, переклички. В 1926 г. в железнодорожных ремонтных мастерских станции Москва Казанской железной дороги и на ленинградском заводе «Красный треугольник» возникли первые ударные бригады. Повысилась активность производственных совещаний.

Коммунистическая партия направила на важнейшие участки социалистического строительства видных партийных работников: Ф. Э. Дзержинского, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, С. М. Кирова, С. В. Косиора, Г. И. Петровского, А. И. Микояна, П. П. Постышева, Я. Э. Рудзутака, В. Я. Чубаря и других.

На работу в государственные органы выдвигалось все большее число рабочих от станка и трудовых крестьян. Выполнялись ленинские указания об «орабочении аппарата» и борьбе с бюрократизмом.

Вокруг Советов создавался широкий беспартийный актив. Работа Советов, профессиональных союзов и других организаций трудящихся была перестроена в соответствии с выдвинутым Коммунистической партией лозунгом: «Лицом к производству!» Политическая сознательность трудящихся проявилась на выборах в Советы в 1926 и 1927 гг.; особенно знаменательным было широкое участие в них трудового крестьянства.

Быстрый рост тяжелой индустрии укреплял производственную смычку между городом и деревней. Заводы сельскохозяйственного машиностроения непрерывно увеличивали выпуск машин и орудий. Государство продавало их крестьянам по низким ценам и в кредит.

Претворялся в жизнь ленинский кооперативный план. На 1 октября 1927 г. потребительская кооперация объединяла 38% крестьянских хозяйств. В сельскохозяйственной кредитной кооперации число членов за период с 1925 по 1927 г. увеличилось с 3 млн. до 6 млн. человек. Через систему сельскохозяйственного кредита в 1927/28 г. трудящиеся крестьяне получили в качестве ссуд 770 млн. рублей.

Опорой партии в деревне были профсоюзные объединения сельскохозяйственных рабочих, а также группы бедноты, работа которых значительно улучшилась.

Все более активно участвовала в социалистическом строительстве интеллигенция. В 1928 г. по инициативе А. Н. Баха, а также А. И. Абрикосова, И. Г. Александрова, Н. Ф. Гамалея, Н. С. Курнакова, А. И. Опарина и других видных советских ученых была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), сыгравшая крупную роль в сплочении научных кадров для участия в борьбе за социализм.