Непрерывно растущее производство в СССР обеспечило в годы второй пятилетки увеличение народного дохода более чем в 2 раза. Соответственно этому возросли заработная плата рабочих и служащих и доходы, распределяемые среди колхозников по трудодням. Кроме того, государственные расходы на культурно-бытовое обслуживание трудящихся города и деревни, просвещение, здравоохранение, физкультуру, социальное обеспечение и социальное страхование увеличились с 8,3 млрд. рублей в 1932 г. до 30,8 млрд. рублей в 1937 г. Государство израсходовало также большие средства на коммунальное хозяйство и на улучшение жилищно-бытовых условий трудящихся, хотя план жилищного строительства в городах был все же недовыполнен.

Значительно возросло производство предметов широкого потребления: обуви — более чем в 2 раза, трикотажных изделий — в 3 раза; однако производство тканей увеличилось только на 22—28%, гораздо меньше, чем намечалось по плану.

В связи с ростом государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов в 1935 г. была отменена карточная система, введенная в начале первой пятилетки. Неуклонно росла сеть медицинских учреждений, детских яслей, садов.

В эти годы в СССР произошла настоящая культурная революция. Одним из ее важнейших показателей было повышение уровня грамотности населения. По данным всесоюзной переписи 1939 г., среди населения в возрасте от 9 лет и старше число грамотных составляло 81,2% против 51,1% по переписи 1926 г. Разительными были данные по национальным республикам. В Туркменской ССР в 1926 г. число грамотных составляло всего 12,5%, а среди женщин — 7,7%, в 1939 г. — соответственно 67,2% и 60,6%. Более 40 народностей страны, не имевших ранее своей письменности, получили ее благодаря советскому строю.

Туры в Таиланд - 728*90

По всему Советскому Союзу осуществлялось всеобщее обязательное начальное обучение, в городах — всеобщее семилетнее образование, широкое развитие получило среднее образование.

За первые две пятилетки высшие учебные заведения и техникумы подготовили почти 1,5 млн. молодых специалистов. Коренная перестройка высшей школы применительно к потребностям социалистического строительства способствовала формированию многочисленных кадров новой, народной, социалистической интеллигенции.

Советская наука развивалась усилиями коллективов многочисленных научно-исследовательских институтов, университетских кафедр, заводских и колхозных лабораторий и других учреждений в теснейшей связи с практикой социалистического строительства. Сотни тысяч людей под руководством крупных ученых страны вели научную работу. Ценный вклад в развитие науки вносили и новаторы производства, передовые рабочие и колхозники, ломавшие старые традиции и нормы.

Академия наук СССР выросла в руководящий научный центр. В ее новом уставе, утвержденном правительством в 1935 г., подчеркивалось, что основной ее задачей является всемерное содействие общему подъему теоретических, а также прикладных наук в СССР, планомерное использование научных достижений для содействия строительству нового, социалистического общества.

Ученые всех советских республик внесли свой вклад в дело социалистического преобразования СССР. На Украине и в Белоруссии были свои республиканские академии наук. Начиная с 1932 г. в ряде национальных республик и в некоторых областях стали создаваться филиалы Академии наук СССР — Дальневосточный, Уральский, Грузинский, Армянский, Азербайджанский, Казахский и другие. В дальнейшем многие из них превратились в республиканские академии наук.

Большой подъем переживали также литература и искусство. Состоявшийся в августе 1934 г. 1 Всесоюзный съезд советских писателей вылился в подлинный смотр советской литературы и ее достижений.