Лучшая ударная комсомольская бригада бетонщиков Днепростроя. Фотография 1929 года.

Лучшая ударная комсомольская бригада бетонщиков Днепростроя. Фотография 1929 года.

В первом году пятилетки началось крупное промышленное строительство. В Донбассе строились Краматорский и Горловский машиностроительные заводы, новые шахты и доменные печи, шла реконструкция луганского паровозостроительного завода. На Урале сооружались Уральский завод тяжелого машиностроения, Березниковский и Соликамский химические комбинаты, крупнейший Магнитогорский металлургический завод и другие предприятия.

Быстрыми темпами продвигалось строительство Турксиба — Туркестано-Сибирской железной дороги — протяженностью более 1500 км. В год укладывалось до 800 км пути (против 300 км в дореволюционной России и 700 км в Соединенных Штатах Америки).

Активное участие в строительстве этой дороги принимало и местное население. В 1929 г. казахи составляли до 80% неквалифицированных и 15% квалифицированных рабочих. 15 тыс. этих недавних батраков и беднейших крестьян стали членами профсоюза. В районе Турксиба была создана широкая сеть школ, организованы курсы для подготовки машинистов, кондукторов, шоферов и других квалифицированных рабочих.

Туры в Таиланд - 728*90

В 1929 г. началось строительство огромного тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского около Сталинграда. Страна с напряженным вниманием следила за сооружением первенца советского тракторостроения. Строители превышали мировые рекорды производительности труда. Сборку железных конструкций механосборочного цеха они осуществили за 28 дней вместо 163 дней, намечавшихся американскими инженерами-консультантами. Подлинный трудовой героизм проявляла молодежь. Зимой, когда стекольщики ввиду сильных холодов прекратили работу, девушки-комсомолки, строившие механосборочный цех, организовали по инициативе молодой подносчицы, бывшей батрачки, Евгении Зозули и под руководством опытного стекольщика ударную бригаду, которая при 25-градусном морозе, работая на высоте до 15 м, успешно остеклила крышу цеха. Это дало возможность не приостанавливать стройку ни на один день.

Выдающимися трудовыми подвигами ознаменовалось строительство Днепровской гидроэлектростанции. В течение строительного сезона 1929 г. предстояло уложить 180 тыс. куб. м бетона. Кладка началась в конце июля, а закончить выполнение плана нужно было к октябрю — ноябрю, так как существовало опасение, что внезапные ранние морозы могут сорвать работу. Ввиду этого приходилось максимально сокращать срок бетонирования. Американские и немецкие консультанты сомневались в возможности выполнения такой, как им казалось, непосильной задачи. Однако советские рабочие и инженеры блестяще справились с ней.

Между строителями правого и левого берегов Днепра развернулось социалистическое соревнование, охватившее до 10 тыс. рабочих. Комсомольские ударные бригады удвоили производительность камнедробильного завода и почти утроили выработку бетона. Уже в сентябре был побит мировой рекорд кладки бетона: за месяц было уложено 57 тыс. куб. м бетона, тогда как самым быстрым до этого времени считался достигнутый в Соединенных Штатах темп — 52 330 куб. м бетона в месяц.

Первый Всесоюзный съезд ударных бригад. Фотография 1929 года.

Первый Всесоюзный съезд ударных бригад. Фотография 1929 года.

На всех стройках пятилетки советский рабочий класс, несмотря на огромные трудности и лишения, проявлял невиданный трудовой героизм, подлинный пафос нового строительства. Широкое развитие социалистического соревнования и ударничества способствовало крутому подъему производительности труда: по сравнению с 1927/28 г. она выросла в 1928/29 г. в первом полугодии на 10%, а во втором — на 20,2%. В августе 1929 г. рабочие Луганска выдвинули идею досрочного выполнения пятилетки. Эту инициативу вскоре единодушно поддержали рабочие Москвы, Ленинграда, Донбасса и других районов Советского Союза. Состоявшийся в декабре первый Всесоюзный съезд ударных бригад призвал выполнить пятилетку в четыре года. В короткий срок лозунг «Пятилетка в четыре года!» стал лозунгом всего рабочего класса Советской страны.

Уже первый год пятилетки показал ее реальность: в 1928/29 г. валовая продукция крупной социалистической промышленности возросла на 23,7% (против 21,4%, намеченных по плану), в том числе продукция тяжелой индустрии на 29,8% (против 25,6% по плану). В связи с этим на 1929/30 г. было предусмотрено увеличение контрольных цифр по основным отраслям промышленности.

Еще более значительные успехи в выполнении повышенных заданий принес второй год пятилетки. В мае 1930 г. началось сквозное движение на Туркестано-Сибирской железной дороге, связавшей хлебные и лесные районы Сибири с хлопководческими районами Средней Азии. В дни первомайского праздника на ленинградском заводе «Электросила» состоялось торжественное открытие нового турбогенераторного корпуса, построенного на пять месяцев раньше намеченного срока. В Мариуполе в эти же дни был досрочно введен в строй огромный завод цельнокатаных труб для нефтяной промышленности, с пуском которого Советский Союз избавился от необходимости ввозить такие трубы из-за границы. 14 июня — на год раньше срока — закончилось строительство гигантского завода сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону. 17 июня — на пять с половиной месяцев раньше срока — был пущен тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского.