Сбор персиков. М. С. Сарьян. 1938 год.

Сбор персиков. М. С. Сарьян. 1938 год.

Тесная связь советского театра с жизнью страны, с жизнью народа определяла пути его развития. В свободном соревновании различных направлений и течений побеждал реализм, обогащенный идеологией марксизма-ленинизма и служащий задачам идейно-политического воспитания трудящихся.

Как и в области литературы, постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» устранило многие препятствия, стоявшие перед советским театральным искусством. Был положен конец отрицательному, вульгарно-социологическому влиянию РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) и созданы необходимые условия для объединения всех деятелей искусства, «поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве». В истории советского театра открылся новый период — период утверждения социалистического реализма как основного метода в творчестве режиссеров, актеров, художников.

Важным фактором в подъеме театрального искусства на высший этап было широкое обращение к системе К. С. Станиславского. Однако при этом наблюдались и некоторые отрицательные тенденции — стремление к нивелировке театров, подравниванию их под МХАТ, факты грубого администрирования. Эти тенденции тормозили поступательное движение театра, но они не могли остановить его. Вооруженные методом социалистического реализма, режиссеры и актеры в тесном содружестве с драматургами создавали волнующие спектакли о жизни советского общества, о советском человеке.

Туры в Таиланд - 728*90

А. Я. Таиров. Фотография 1934 года.

А. Я. Таиров. Фотография 1934 года.

Московский Художественный академический театр показал «Платона Кречета» А. Е. Корнейчука (режиссер И. Я. Судаков), «Землю» Н. Е. Вирты (режиссеры Л. М. Леонидов, Н. М. Горчаков); Малый театр — «Скутаревского» Л. М. Леонова (режиссер Л. А. Волков), «Славу» В. М. Гусева (режиссер К. П. Хохлов); Театр имени Евг. Вахтангова — «Далекое» А. Н. Афиногенова; Театр Революции—«Таню» А. Н. Арбузова (режиссер А. М. Лобанов). Своеобразные темпераментные спектакли — «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Аристократы» Н. Ф. Погодина — поставил на сцене Реалистического театра Н. П. Охлопков.

Выступавшие в этих спектаклях Б. Г. Добронравов, Б. В. Щукин, А. Н. Грибов, М. И. Бабанова и другие замечательные актеры развернули перед зрителем многогранные, обаятельные, психологически насыщенные образы советских героев — мыслящих, активно борющихся за свои высокие идеалы.

Жизненно правдивые, метко индивидуализированные, эти образы органически соединили в себе неповторимые черты характера данного человека с глубоким раскрытием его социальной типической сущности.

А. А. Остужев в роли Уриэля Акосты в драме К. Гуцкова: Уриэль Акоста. Фотография 1939 года.

А. А. Остужев в роли Уриэля Акосты в драме К. Гуцкова: Уриэль Акоста. Фотография 1939 года.

Значительный сдвиг произошел в деятельности Камерного театра, руководимого А. Я. Таировым. На сцене этого театра, возникшего еще до революции, в течение ряда лет культивировалось эстетизированное, условное искусство, но вместе с тем на различном драматургическом материале велись поиски новой формы трагедийного спектакля. Они завершились героико-романтической постановкой «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского (1934 г.), в которой А. Г. Коонен талантливо и вдохновенно сыграла роль женщины-комиссара.

Высокое мастерство и высокий идейный уровень позволили советскому театру приступить к решению ответственной задачи — созданию образа В. И. Ленина. К 20-й годовщине Октября Театр имени Евг. Вахтангова поставил пьесу Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем» (режиссер Р. Н. Симонов).

Роль Ленина в этом спектакле играл Б. В. Щукин, обладавший огромным талантом перевоплощения. Мастерски передавая силу и логику ленинской мысли, заразительность юмора Ильича, энергичность его речи, движений, жестов, актер заставлял зрителей верить, что перед ними действительно Ленин во всей его простоте, человечности, величии. Главной идеей образа была тема неразрывного единства вождя и народа.

В других театрах успешно выступали в этой роли артисты М. М. Штраух (Театр Революции), К. В. Скеробогатов (Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина), А. Г. Крамов (Харьковский драматический театр), К. К. Мюфке (Театр имени А. С. Грибоедова в Тбилиси).

Новые черты театрального стиля определили и трактовку отрицательных персонажей. Глубоко раскрывая характеры представителей враждебных классов, актеры показывали историческую обреченность этих людей, их неизбежный крах, их ничтожество. Таковы были, например, созданные на сцене Московского Художественного академического театра образы хозяина булочной Семенова в исполнении М. М. Тарханова («В людях» М. Горького), кулака Сторожева в исполнении Н. П. Хмелева («Земля» Н. Вирты).

«Второе рождение» переживала в эти годы драматургия Горького. В 1932 г. в спектакле Театра имени Евг. Вахтангова «Егор Булычов и другие» (режиссер Б. Е. Захава) Б. В. Щукин правдиво и театрально-выразительно выступил в роли энергичного жизнелюбивого купца Булычова, перед лицом неизбежной смерти трагически осознавшего неправильность всей своей жизни.

Несколько позднее, в 1935 г., В. И. Немирович-Данченко поставил на сцене МХАТ «Врагов» Горького, раскрыв с большой реалистической силой непримиримость столкновений двух враждебных классов — пролетариев и капиталистов.

Глубокие образы в горьковских пьесах создают артисты В. И. Качалов (Захар Бардин, «Враги»), С. Г. Бирман (Васса Железнова), А. М. Бучма (Иван Коломийцев, «Последние»), В. Б. Вагаршян (Егор Булычов).

Значительных успехов достигли театры и в пьесах классической драматургии. Взгляд на прошлое с позиций современности отличал спектакли «Воскресение», «Анна Каренина», «Три сестры», осуществленные В. И. Немировичем-Данченко в Московском Художественном академическом театре; «Горе от ума», «Отелло», поставленные Малым театром; «Укрощение строптивой» в Центральном театре Красной Армии.

Социалистический гуманизм помог советским актерам по-новому раскрыть титанические образы Шекспира, пьесы которого обрели в Советском Союзе вторую родину. Отелло в исполнении А. А. Остужева, А. А. Хоравы, Король Лир — С. М. Михоэлса, Джульетта — М. И. Бабановой представляли собой выдающиеся достижения советской актерской школы.

Грозовые тучи войны, собиравшиеся на Западе, породили в драматургии и театре тему бдительности, готовности к отпору врагу. Эта тема прозвучала в спектакле Центрального театра Красной Армии «Падь Серебряная» Н. Ф. Погодина. Борьбе с фашизмом были посвящены спектакли «Профессор Мамлок» ф. Вольфа (Театр имени МОСПС), «Мой сын» Ш. Гергея и О. С. Литовского (Театр вмени Ленинского комсомола). Страницы боевой славы исторического прошлого воскресили спектакли «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского в Центральном театре Красной Армии, «Петр I» А. Н. Толстого в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьева в Театре имени Евг. Вахтангова, «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука в Малом театре.

Значительно увеличилось количество театров общего типа, специализированных (по примеру Центрального театра Красной Армии), колхозно-совхозных театров и других. Возникли театры для детей. Среди кукольных театров ведущее место занял Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, основанный в 1931 г.

Советский театр развивался как театр многонациональный. Яркое и своеобразное творчество народов СССР демонстрировалось на декадах национального искусства, проводимых в Москве с 1936 г. Многие выдающиеся мастера национальных театров получили высокое звание народного артиста СССР.

Театральная жизнь в Советской стране радикально изменилась. Ушла в прошлое дореволюционная театральная провинция с ее кочующими труппами. Открылся ряд новых стационарных театров, улучшился их репертуар и укрепились ансамбли, прекратились частые переезды актеров из города в город. Повсюду деятели театра становятся большой культурной силой, важным отрядом советской интеллигенции.