Строительство электростанций в СССР к 1938 году

Строительство электростанций в СССР к 1938 году

Вооруженные решениями XVI съезда Коммунистической партии, народы Советского Союза с еще большим энтузиазмом ускоряли темпы социалистического строительства. Это стало возможным благодаря достижениям первых двух лет пятилетки. В ноябре 1930 г. председателем Госплана СССР был назначен В. В. Куйбышев, а председателем ВСНХ СССР — Г. К. Орджоникидзе. Деятельность этих талантливых организаторов народного хозяйства способствовала улучшению планирования, преодолению возникающих трудностей и успешному решению задач социалистической реконструкции промышленности на базе новой, современной техники.

Для реконструкции всех отраслей народного хозяйства требовалось улучшение работы железнодорожного транспорта. Отсталость технического оборудования, изношенность подвижного состава, различные организационные недостатки привели к тому, что железнодорожный транспорт стал узким местом в быстро развивавшемся народном хозяйстве страны. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии, состоявшийся в июне 1931 г., дал директиву произвести коренную техническую реконструкцию железных дорог, ведущим звеном которой должна была стать электрификация, а также построить ряд новых железнодорожных линий, повысить заработную плату железнодорожникам, улучшить их жилищно-бытовые условия и т. д.

Банк Тинькофф

Пленум принял также решение «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР». В нем намечались перспективы реконструкции столицы Советского Союза Москвы и других важнейших старых промышленных городов, а вместе с тем и строительства новых социалистических городов.

По мере создания новых предприятий, оснащенных передовой техникой, все более острой становилась задача освоения этой новой техники. Между тем в стране не хватало квалифицированных, технически грамотных кадров. На некоторых предприятиях руководители продолжали работать по-старому, не овладевали техническими знаниями, а иногда и проявляли пренебрежение к ним.

Отставание в освоении новых производств представляло серьезную опасность. Оно могло затормозить социалистическую индустриализацию страны. Так, например, тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского, построенный с учетом последних достижений науки и техники, долгое время работал с большим отставанием от плана выпуска тракторов. Одной из важнейших причин этого было слабое знание новой техники руководителями, инженерами и рабочими, неумение их слаженно работать в условиях поточного производства.

Трудности подобного рода наблюдались и на многих других предприятиях. Коммунистическая партия выдвинула лозунг «Техника в период реконструкции решает все!». Это был призыв к овладению техникой, к организации работы на социалистических предприятиях по-новому. Чтобы ускорить подготовку инженеров и техников из среды рабочих и трудящихся крестьян, была расширена сеть промышленных академий, в которых обучались руководящие работники социалистической промышленности, и в несколько раз увеличено количество высших и средних технических учебных заведений. Почти три четверти студентов втузов и техникумов составляли рабочие. Советское правительство пошло на то, чтобы готовить кадры в самом процессе производства и эксплуатации машин на новых предприятиях. Страна сознательно шла на определенные издержки, связанные с допуском неквалифицированных рабочих к новой технике, но зато добилась в кратчайший срок создания многочисленных кадров квалифицированных хозяйственников, инженеров, техников и рабочих.

Изучение техники производства рабочими тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского. Фотография 1931 года.

Изучение техники производства рабочими тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского. Фотография 1931 года.

Вместе с тем громадные успехи социалистического строительства способствовали переходу основной части старой технической интеллигенции к активному сотрудничеству с Советской властью. Только небольшие группы старых буржуазных специалистов некоторое время еще продолжали вредительскую деятельность. В 1930— 1931 гг. были раскрыты и разгромлены вредительские организации, тормозившие развитие народного хозяйства,— «Промышленная партия», кулацко-эсеровская «Трудовая крестьянская партия», меньшевистское «Союзное бюро РСДРП» и Другие.

«Промпартия» объединяла верхушку старой буржуазной технической интеллигенции и занималась вредительством преимущественно в промышленности. Главари «Промпартии» Пальчинский, фон Мекк и другие, состоя на службе в советских учреждениях, старались разрушать отдельные участки народного хозяйства, намеренно тормозили развитие важнейших отраслей промышленности. «Промпартия» была тесно связана с бывшими русскими капиталистами, находившимися за границей, которые в свою очередь поддерживали связь и с иностранными империалистическими кругами, разрабатывая совместно с ними планы интервенции против Советской страны.

«Трудовая крестьянская партия» вредительствовала в области сельского хозяйства. Возглавлявшие ее антисоветские элементы яростно отстаивали интересы кулачества, боролись против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

Вредительская организация, объединившая охвостье меньшевистской партии и действовавшая под названием «Союзное бюро РСДРП», обосновалась в Госплане, ВСНХ, Центросоюзе, Госбанке и некоторых других учреждениях. Участники этой вредительской группы проводили свою подрывную работу главным образом в области планирования народного хозяйства.

Контрреволюционные вредительские организации были ликвидированы также на Украине, в Белоруссии и в других республиках.

Исключительно остро стоял вопрос об обеспечении предприятий рабочей силой. В ходе индустриализации страны уже к началу 1931 г. была полностью ликвидирована безработица, а развернувшаяся социальная и техническая реконструкция сельского хозяйства ликвидировала аграрное перенаселение деревни. Ввиду этого прекратился стихийный приток рабочей силы из деревни в город, и предприятия, стройки стали испытывать недостаток в рабочей силе. Большой ущерб работе промышленности наносила и текучесть рабочей силы, вызванная недостатками в организации труда и заработной платы, плохими жилищными и бытовыми условиями жизни рабочих в ряде мест, а в значительной степени и тем, что среди новых рабочих было много выходцев из деревни, никогда прежде не работавших на крупном производстве с его сложным оборудованием, механизмами и не привыкших к пролетарской дисциплине. Результатом текучести кадров были частые поломки и простои машин, их преждевременный износ, уменьшение выработки, повышение себестоимости продукции.

Создавшееся положение требовало перестройки условий найма рабочих. Предприятия перешли к организованному набору рабочей силы в порядке договоров с колхозами. Были также приняты меры к механизации тяжелых и трудоемких производственных процессов, улучшена организация труда и расстановка сил на предприятиях, преодолена существовавшая ранее уравнительность в оплате труда, когда почти одинаково оплачивался труд квалифицированный и неквалифицированный, тяжелый и легкий.

Несмотря на то что до конца первой пятилетки не удалось полностью преодолеть текучесть рабочей силы в промышленности, осуществленные мероприятия содействовали успешной перестройке хозяйственной работы применительно к новым условиям и обеспечили ускоренный темп развития социалистической промышленности. В 1931 г. в строй вступили предприятия с основным капиталом на сумму в 3,5 млрд. рублей, что равнялось основному капиталу предприятий, построенных за предшествующие два с половиной года.

В Москве на месте полукустарных авторемонтных мастерских возник один из крупнейших в мире заводов по производству грузовых автомобилей — завод «АМО», рассчитанный на выпуск 25 тыс. грузовиков в год. Другой крупный автомобильный завод был пущен в Горьком. Сошли с конвейера первые тракторы в Харькове. Вошел в строй завод комбайнов в Саратове производительностью в 20 тыс. машин в год. Уральцы сдали в эксплуатацию первую очередь Уральского завода тяжелого машиностроения.

В течение этого года было введено в эксплуатацию 79 новых угольных шахт и 4 новые доменные печи. Мощность пущенных электростанций почти равнялась мощности электростанций, введенных в строй за два предыдущих года.

Многие отрасли промышленности и отдельные предприятия выполнили свои пятилетние планы досрочно. За два с половиной года завершила выполнение пятилетки нефтяная промышленность, за три года — электротехническая, машиностроительная, рыбоконсервная и некоторые другие отрасли.

Общий объем продукции всей социалистической промышленности СССР в 1931 г. возрос на 21%, а объем продукции тяжелой индустрии — на 28%. Таких темпов роста промышленной продукции никогда не знала ни одна из капиталистических стран.