Зенитчики гвардейского эсминца "Сообразительный" ведут огонь по врагу. Черноморский флот. Фотография. 1943 г.

Зенитчики гвардейского эсминца "Сообразительный" ведут огонь по врагу. Черноморский флот. Фотография. 1943 г.

В операциях Советских Вооруженных Сил в 1943 г. значительно возросла роль Военно-Морского Флота. На Баренцевом море успешно срывали вражеские морские перевозки подводные лодки Северного флота и в том числе подводные лодки Тихоокеанского флота, совершившие переход через два океана (около 17 000 миль) и прибывшие в базу Северного флота Полярный весной 1943 г.

Наибольшего успеха в 1943 г. добился экипаж подводной лодки С-101 под командованием капитана третьего ранга П. И. Егорова, потопивший три транспорта и сторожевой корабль, а также немецкую подводную лодку U-639. По три транспорта потопили подводные лодки М-122 (командир капитан-лейтенант П. В. Шипин) и С-55 (командир капитан третьего ранга Л. М. Сушкин). Два транспорта потопила подводная лодка С-56 (командир капитан-лейтенант Г. И. Щедрин).

Военно-воздушные силы Северного флота наряду с ударами по морским коммуникациям противника вместе с авиацией Карельского фронта вели напряженную борьбу с авиацией врага, обеспечив ко второй половине года господство советской авиации в воздухе. Несмотря на исключительно сложные и тяжелые условия плавания на этом театре, удары по коммуникациям врага наносили и торпедные катера.

Банк Тинькофф

Навсегда в летописях боевой славы останется подвиг летчика-североморца капитана А. А. Баштыркова, который направил свой подбитый самолет в транспорт противника и потопил его. Капитану А. А. Баштыркову и штурману сержанту В. Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Большой ущерб врагу наносили подводники Краснознаменного Балтийского флота, нападавшие на немецкие транспорты, перевозившие железную руду из Швеции.

Германскому и финскому командованию пришлось перекрыть весь Финский залив двойной металлической сетью, выставить большое число мин и увеличить число кораблей противолодочного дозора, чтобы не допустить выхода советских подводных лодок из залива. В этих условиях подводные лодки Балтийского флота были вынуждены временно прекратить боевые операции. Удары по морским сообщениям Германии в Балтийском море стали осуществлять самолеты торпедоносной авиации. Летчики, преодолевая огромные трудности, действовали мужественно и искусно: только за пять месяцев торпедоносцы уничтожили 52 транспорта и танкера, а также 4 боевых и вспомогательных корабля. Активно действовала также штурмовая авиация.

На Черном море флот обеспечивал переброску подкреплений для Черноморской группы войск. Только за первые три месяца 1943 г. было перевезено 150 тыс. солдат и офицеров, большое количество танков, орудий, боеприпасов, продовольствия, горючего.

Одновременно с перевозкой войск Черноморский флот активизировал боевые действия на коммуникациях противника и против его береговых объектов. В июле на коммуникациях начали совместные действия авиация и подводные лодки.

В ходе боевых действий подводная лодка Д-4 (командир капитан-лейтенант Б. В. Гремяко) потопила вражеские транспорты общим тоннажем более 13 тыс. т.

Активно действовали на коммуникациях торпедные катера. Учитывая конкретные условия судоходства, они широко применяли минное оружие. В 1943 г. торпедные катера провели более 2500 боевых выходов — в 2,5 раза больше, чем в 1942 г. Большой урон наносила врагу авиация флота, действовавшая против береговых объектов, железных дорог, топившая десантные баржи и паромы с солдатами и снаряжением.

На Азовском море действовала воссозданная в феврале 1943 г. Азовская флотилия. Корабли ее участвовали в высадке тактических десантов, ставили мины заграждения, в течение лета более 50 раз выходили для действий на морских коммуникациях; 29 августа корабли Азовской флотилии нанесли удар по Таганрогскому порту и сорвали попытки гитлеровцев эвакуироваться морем, а на следующий день участвовали в штурме Таганрога. 10 сентября в Мариуполе был высажен десант, который вместе с частями Южного фронта участвовал в освобождении города от захватчиков.