Ладожская "Дорога Жизни". Фотография. 1942 г.

Ладожская "Дорога Жизни". Фотография. 1942 г.

В то время как под Москвой Красная Армия отбивала ожесточенные атаки противника, напряженные бои велись и на других участках советско-германского фронта. Тяжелая обстановка сложилась под Ленинградом. Не сумев взять город штурмом, гитлеровцы решили принудить его к капитуляции бомбежками с воздуха и с помощью артиллерии. В сентябре — ноябре 1941 г.
на Ленинград было сброшено около 70 тыс. фугасных и зажигательных бомб, 272 раза он подвергался ожесточенному артиллерийскому обстрелу.

Гитлеровское командование намеревалось полностью замкнуть блокаду города. С этой целью немецко-фашистские войска повели наступление на тихвинском направлении для соединения с финскими войсками на реке Свирь. 8 ноября они захватили г. Тихвин, и последняя железнодорожная магистраль, по которой шли грузы к Ладожскому озеру, оказалась перерезанной. Однако группе армий «Север» не удалось соединиться с финскими войсками. Поэтому связь между «Большой землей» и Ленинградом через Ладожское озеро сохранилась, хотя и значительно ухудшилась.

Жители блокированного города испытывали неимоверные трудности. С наступлением холодов стало не хватать топлива, замерз водопровод. В печах сжигались разобранные деревянные дома, заборы, мебель. По Ладожскому озеру шел лед, и судам пришлось сократить рейсы. Подвоз продовольствия не восполнял и третьей части потребностей. С 20 ноября пришлось снова, уже в пятый раз, уменьшить норму выдачи хлеба до 250 г рабочим и 125 г всем остальным.

Банк Тинькофф

На Неву за водой. А. Ф. Пахомов. Литография. 1942 г.

На Неву за водой. А. Ф. Пахомов. Литография. 1942 г.

В суровых условиях холода и голода ленинградцы показали величественные образцы патриотизма, несгибаемой воли и мужества. Каждое утро десятки тысяч людей занимали свои места у заводских станков. Трудились все, кто только мог двигаться.

18 ноября Ладога стала, а уже 22 ноября на тонкий, еще не окрепший лед спустились первые автомашины, открылась «дорога жизни» — ледовая военно-автомобильная трасса, проложенная через Ладожское озеро по инициативе Военного совета Ленинградского фронта и городского комитета партии. Связь с советским тылом была улучшена, и в Ленинград устремился поток грузов в помощь населению и войскам.

Уличные бои в Ростове-на-Дону. Фотография. Ноябрь 1941 г.

Уличные бои в Ростове-на-Дону. Фотография. Ноябрь 1941 г.

В конце ноября Красная Армия с целью ослабления блокады Ленинграда начала наносить противнику контрудары в районе Тихвина.

На Юго-Западном и Южном фронтах советские войска с конца сентября перешли к обороне, чтобы не позволить врагу захватить Донбасс и Крым. Превосходство фашистов в силах было таково, что удержать позиции не удалось. Во второй половине октября немецко-фашистские войска ворвались в Крым. К середине ноября они захватили весь Крымский полуостров, за исключением Севастополя. Черноморский флот вынужден был уйти в Новороссийск. 24 октября пал Харьков.

21 ноября противник овладел также Ростовом, но спустя всего несколько дней войска Южного фронта перешли в контрнаступление и освободили город. В боях за Ростов вместе с регулярными частями сражались формирования народного ополчения.

Контрудары советских войск под Тихвином и Ростовом имели большое значение. Они сковали фашистские силы на севере и юге, не позволив гитлеровской ставке перебросить ни одной дивизии под Москву, сорвали планы захвата Ленинграда и прорыва на Кавказ.