Минометы, готовые к отправке на фронт, на одном из московских заводов. Фотография. 1942 г.

Минометы, готовые к отправке на фронт, на одном из московских заводов. Фотография. 1942 г.

Коренной перелом в ходе войны был подготовлен самоотверженным трудом миллионов советских людей в тылу. В начале 1942 г. экономика страны испытывала огромные трудности. Положение в ведущих отраслях промышленности продолжало оставаться крайне напряженным. Металлургия и топливная промышленность не обеспечивали в нужных размерах потребностей военного производства. Из-за недостатка топлива нарушалась нормальная работа электростанций, металлургических и военных заводов, транспорта. Требовались огромные усилия, чтобы завершить военную перестройку народного хозяйства.

С марта 1942 г. черная металлургия начала неуклонно наращивать темпы и объем производства. Только в первой половине 1942 г. было введено в действие 54 предприятия черной металлургии. Со второго квартала увеличила производство и цветная металлургия. 13 апреля 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве и восстановлении предприятий черной металлургии». Большие строительные работы развернулись в восточных районах страны: на Магнитогорском и Кузнецком комбинатах, Златоустовском, Ново-Тагильском, Чусовском и Серовском заводах. Усиленными темпами шло строительство завода «Амурсталь» и других предприятий. Всего в 1942 г. было выплавлено 4,8 млн. т чугуна, 8,1 млн. т стали и произведено более 5,4 млн. т проката. Это было значительно меньше, чем в предвоенном 1940 г., но все же давало возможность увеличить выпуск военной продукции.

Банк Тинькофф

Потеря Донбасса и разрушение оккупантами шахт Подмосковного угольного бассейна поставили в тяжелое положение народное хозяйство. Благодаря принятым мерам в рекордно короткие сроки были восстановлены шахты Подмосковного бассейна, где среднесуточная добыча угля уже в октябре 1942 г. превысила довоенный уровень. Большое значение имело увеличение добычи угля на востоке — в Кузнецком и Карагандинском бассейнах. Долгое время Кузбасс и Караганда не выполняли планов. В августе и сентябре 1942 г. Центральный Комитет Коммунистической партии и Государственный Комитет Обороны приняли специальные постановления, в которых были вскрыты серьезные недостатки в партийном и хозяйственном руководстве угольной промышленностью этих районов и намечены пути их устранения. Принятые меры сыграли большую роль в подъеме угольной промышленности на востоке страны. В 1942 г., по сравнению с довоенной, добыча угля на Урале увеличилась на 37%, в Караганде — на 14%. Всего в течение года было добыто 75,5 млн. т угля. Это было примерно вдвое меньше довоенного, но все же позволяло обеспечить промышленность топливом, хотя бы в минимальных размерах. Нефтяная промышленность, начав увеличивать производство с марта 1942 г., летом этого же года вновь оказалась в трудном положении в связи с приближением линии фронта к нефтеносным районам страны. В течение 1942 г. были введены в строй Челябинская, Новосибирская, Кирово-Чепецкая ТЭЦ, Карагандинская ГРЭС и другие электростанции, что позволило уменьшить диспропорцию между растущими потребностями промышленности и производством электроэнергии в восточных районах.

Уже зимой 1941/42 г. удалось приостановить спад выпуска продукции в машиностроительной промышленности. Одно за другим вступали в строй новые и эвакуированные с запада предприятия, наращивались темпы производства. Рост металлургии, топливной промышленности, энергетики и машиностроения позволил со второй половины 1942 г. резко увеличить военное производство. К концу 1942 г. уровень предвоенных лет был оставлен далеко позади. За год было выпущено около 25,5 тыс. самолетов всех типов — на 60% больше, чем в 1941 г. Почти вчетверо увеличился выпуск танков. Фронт получил более 24,5 тыс. боевых машин, из которых 66,1 % составляли Т-34, значительно превосходившие по своим тактико-техническим качествам немецкие танки. Наладилось массовое производство артиллерии и минометов, в том числе реактивных («катюш»), 1942 год был наиболее трудным годом для транспорта, и в первую очередь для железнодорожного, удельный вес которого в перевозке грузов составлял 83,8%. Захват врагом почти половины самой густой и технически оснащенной сети железных дорог в значительной мере сузил базу для маневрирования подвижным составом. Сказывалась также нехватка паровозов и вагонов из-за потерь, понесенных в 1941 г. График движения поездов фактически не выполнялся. В январе 1942 г. среднесуточная погрузка была почти в 2,5 раза меньше, чем до войны.

Коммунистическая партия и Советское правительство приняли меры, направленные на улучшение работы транспорта. В феврале 1942 г. при Государственном Комитете Обороны был создан Транспортный комитет, в задачу которого входили планирование и координация перевозок по основным видам транспорта, разработка мероприятий по усилению материально-технической базы всей транспортной системы.

Успешному решению железнодорожным транспортом военно-хозяйственных задач в 1942 г. во многом способствовало скоростное восстановление поврежденных и ввод в действие новых линий и подъездных путей. Только с января по апрель под Москвой было восстановлено более 4 тыс. км путей. Были построены Северо-Печорская железная дорога, участки Свияжск — Ульяновск, Камышин — Сталинград, Ахтуба — Причальная. За эти три месяца была сооружена линия вдоль правого берега Волги Саратов — Иловля. Введение в строй этой линии позволило резко увеличить подвоз войск и боевой техники в район боев. Всего за год было сдано в эксплуатацию 3145 км новых железнодорожных линий.

С не меньшим героизмом трудились в 1942 г. работники водного и воздушного транспорта.

Массовая мобилизация мужского населения в армию поставила в трудное положение все народное хозяйство. Проблема кадров становилась все более острой.

Количество рабочих и служащих во всем народном хозяйстве в 1942 г. снизилось до 59%, а в промышленности — до 65,5% по сравнению с 1940 г. Значительную часть рабочих составляли женщины и молодежь. К концу 1942 г. число женщин, занятых в промышленности, увеличилось до 52% против 41% в 1940 г. Особенно остро стоял вопрос об обеспечении рабочими кадрами промышленности, эвакуированной на восток. Президиум Верховного Совета СССР в феврале 1942 г. издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». В 1942 г. для работы на строительстве, в промышленности и на транспорте было мобилизовано в городах 565 тыс. и в сельских местностях 168 тыс. человек. Было организовано обучение рабочих непосредственно на производстве. Таким образом было подготовлено 1 259 тыс. рабочих массовых профессий и повышена квалификация 2 512 тыс. рабочих. Кроме того, за первые полтора года войны более 1 млн. молодых рабочих было подготовлено учебными заведениями государственных трудовых резервов.

Исключительное значение в борьбе за подъем производства имело широко развернувшееся социалистическое соревнование, которое охватило миллионы трудящихся.

Во всех отраслях промышленности создавались комсомольско-молодежные фронтовые бригады. На Урале возникло движение тысячников. Металлурги Магнитогорска и Кузнецка возобновили традиционное соревнование этих двух крупнейших металлургических комбинатов страны. Благодаря героическим усилиям рабочего класса и огромной организаторской работе Коммунистической партии была завершена военная перестройка народного хозяйства. К концу 1942 г. страна располагала слаженной и быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить разгром немецко-фашистских захватчиков.