Урал - фронту. Фотография. 1943 г.

Урал — фронту. Фотография. 1943 г.

1943 год стал переломным в работе советской промышленности и транспорта. Завершение военной перестройки народного хозяйства подготовило и обеспечило мощный подъем военного производства. Победа Красной Армии в битве на Волге вызвала необычайное патриотическое воодушевление и трудовой подъем всего советского народа. Как и прежде, работу тыла определял лозунг: «Все для фронта, все для победы!» Успехи в развитии военной экономики были достигнуты благодаря трудовому героизму всего народа, руководимого и направляемого Коммунистической партией.

Центральным Комитетом партии и Советским правительством были осуществлены широкие мероприятия по ликвидации отставания металлургии и угольной промышленности. В 1943 г. страна получила на 4млн. т кузнецкого и на 2,6 млн. т карагандинского угля больше, чем в 1942 г. Еще летом 1942 г. в Магнитогорске началось строительство крупнейшей в Европе домны № 5, а в декабре того же года она дала первый чугун. В течение 1943 г. было сооружено 3 доменные и 20 мартеновских печей, 23 электропечи, 8 прокатных станов, 3 коксовые батареи. Увеличила производство и цветная металлургия. Значительно была укреплена энергетическая база. Только на электростанциях Урала за 1943 г. было введено мощностей на 22% больше, чем в 1942 г., и на 74% больше, чем в 1940 г. Увеличились также энергетические мощности в Сибири, Казахстане и других районах страны. Мощность электростанций, введенных в строй в 1943 г., превысила миллион киловатт. Ликвидация отставания решающих отраслей экономики позволила еще больше расширить военное производство. В 1943 г. военная промышленность выпустила около 35 тыс. самолетов, 24 тыс. танков, 130 тыс. орудий всех зидов, более 1,1 млн. пулеметов и автоматов, 3,4 млн винтовок и карабинов, 175 млн. снарядов и авиабомб. Массовое производство танков новых конструкций позволило создать не только танковые и моторизованные корпуса, но и танковые армии, которые сыграли важную роль в наступательных операциях Красной Армии.

Туры в Таиланд - 728*90

Развивающееся военное хозяйство непрерывно повышало требования к транспорту, особенно железнодорожному. Теперь он должен был выполнять еще более сложную работу по обслуживанию восстановленной на востоке эвакуированной промышленности и по связи глубокого тыла с фронтом, с каждым днем отодвигавшимся на запад.

В начале 1943 г. Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров СССР приняли ряд мер по улучшению работы железных дорог, особенно урало-сибирского направления. Наркомату путей сообщения было разрешено временно сократить размеры пассажирского движения, что позволило усилить грузопоток в направлении фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги были объявлены на военном положении. 8 мая военное положение было распространено на речной и морской транспорт.

Борьба тружеников советского транспорта за усиление помощи фронту и тылу особенно развернулась накануне решающих сражений на фронтах Отечественной войны. По предложению машинистов-новаторов на железных дорогах начали создаваться фронтовые паровозные колонны. Многие путейцы, в обязанности которых не входило участие в ремонтных работах, стали объединяться в ремонтные бригады и в свободное от дежурств время ремонтировать пути. К концу года на магистралях страны трудилось уже 3,7 тыс. таких бригад.

Несмотря на все усилия немецко-фашистской авиации прервать продвижение поездов к фронту, размеры воинских перевозок продолжали непрерывно нарастать. В июне 1943 г. — решающем месяце подготовки к сражению на Курской дуге —по железным дорогам Советского Союза проследовало на 1339 грузовых поездов больше, чем в мае. Труженики транспорта сумели снабдить фронт на Курской дуге всем необходимым. Для обеспечения Курской битвы они поставили воинам Красной Армии около 540 тыс. вагонов с воинскими грузами, что намного превысило размеры перевозок во время битв под Москвой и на Волге.

За особые заслуги в увеличении перевозок для фронта и народного хозяйства Президиум Верховного Совета СССР 5 ноября 1943 г. присвоил звание Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам. Тысячи рабочих и служащих железнодорожного транспорта и воинов-восстановителей получили ордена и медали.

В 1943 г. еще шире развернулась творческая инициатива рабочего класса. Коллективы передовых предприятий страны выступили застрельщиками социалистического соревнования в честь 25-летия Красной Армии и дня 1 Мая. По инициативе предприятий Куйбышева началось социалистическое соревнование за создание фонда Верховного Главнокомандования. В рабочих массах широко развернулось соревнование по профессиям, фронтовые вахты, общественные смотры организации труда. Летом 1943 г. по инициативе рабочих Первоуральского новотрубного завода был проведен первый общественный смотр труда, в результате которого были выявлены дополнительные источники увеличения выпуска продукции. Эта инициатива нашла широкую поддержку у рабочих других отраслей промышленности.

Подвигом можно назвать героический труд женщин, делавших все для скорейшей победы над врагом.

Свой вдохновенный труд в общее дело народа вложила советская молодежь.

Движение молодежных бригад за улучшение производства, выполнение и перевыполнение планов, за достижение высоких результатов с меньшим числом рабочих приняло общесоюзное значение. К октябрю 1943 г. число комсомольско-молодежных бригад в стране достигло 36 тыс. Непременным условием соревнования этих бригад являлось обязательное перевыполнение плана, работа по графику, экономия сырья, материалов, топлива, повышение квалификации каждого члена бригады. Коммунистическая партия с огромной заботой отнеслась к этому патриотическому начинанию и широко популяризировала его среди рабочего класса страны.