Сборка самолетов ИЛ-2 на авиационном заводе. Фотография. 1944 г.

Сборка самолетов ИЛ-2 на авиационном заводе. Фотография. 1944 г.

Гигантский размах военных действий требовал от тыла огромных усилий, чтобы в достатке обеспечить Красную Армию вооружением и боевым снаряжением и тем приблизить день окончательного разгрома гитлеровской Германии. Коренной перелом, достигнутый в 1943 г., создал прочную основу для дальнейшего развития военной экономики. В 1944 г. по сравнению с 1943 г. производство чугуна возросло с 5,6 млн. т до 7,3 млн. га, стали — с 8,5 млн. га до 10,9 млн. га, добыча угля — с 93,1 млн. т до 121,5 млн. га. Более чем на 30% увеличилась продукция машиностроения. В настоящий арсенал фронта были превращены Урал, Сибирь и другие восточные районы страны. На Урале производилось до 40% всей продукции военной промышленности.

В первом полугодии 1945 г. на востоке страны промышленность производила примерно вдвое больше продукции, чем в последнем предвоенном полугодии. В восточных районах за годы войны было построено и введено в строй 2250 крупных промышленных предприятий, среди них такие гиганты индустрии, как Челябинский и Дальневосточный металлургические заводы, Норильский никелевый комбинат, Кузнецкий и Актюбинский заводы ферросплавов, Алтайский тракторный, Уральский автомобильный и другие заводы и фабрики.

Банк Тинькофф

В развитии военной экономики велика была роль закавказских и среднеазиатских республик. Важным промышленным районом стал Узбекистан. Здесь производились вооружение и боеприпасы, станки и электрооборудование, развертывалась химическая промышленность. Значительный вклад в дело победы над врагом внесли труженики Киргизской, Туркменской и Таджикской союзных республик. Новые предприятия черной и цветной металлургии возникли в Казахстане. Большую роль играла казахстанская топливная промышленность. Самоотверженно трудились и азербайджанские трудящиеся, чтобы снабдить страну нефтью и нефтепродуктами. Развернулось военное производство в Грузии и Армении.

ВАЖНЕЙШИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. СССР 1941-1945 гг.

ВАЖНЕЙШИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. СССР 1941-1945 гг.

С завершением освобождения советской земли от оккупантов восстанавливалась и вступала в трудовой строй экономика Украины, Молдавии, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии. Объединенными усилиями народы многонационального Советского Союза восстанавливали и развивали хозяйство страны.

Значительно выросло производство электроэнергии. Электростанции страны выработали в 1944 г. 39,2 млрд. квт-ч против 32,3 млрд. в 1943 г. Только в освобожденных районах Украины, где в 1943 г. было произведено всего лишь 28,1 млн. квт-ч электроэнергии, в 1944 г. ее производство составило 1 281 млн. квт-ч. Однако советская промышленность продолжала испытывать большие затруднения. В народном хозяйстве особенно остро ощущался недостаток нефти. Очень незначительно повысилось производство цветных металлов, не выполняли планов строительная и легкая промышленность. И все же достигнутые в тяжелой промышленности успехи позволяли из месяца в месяц наращивать темпы военного производства. В 1944 г. было выпущено 29 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, более 40 тыс. самолетов. Выпуск артиллерийских орудий в 1944 г. несколько сократился в связи со снятием с производства устаревших конструкций. Вместе с тем значительно возрос удельный вес новейших артиллерийских систем.

В целом валовой объем промышленного производства в 1944 г. приблизился к довоенному, а производство военной продукции по сравнению с 1940 г. увеличилось более чем втрое. Впервые за годы войны доля военных затрат в народном хозяйстве стала уменьшаться: в 1944 г. она составляла 52,2% против 59,5% в 1943 г.

Первый трактор восстановленного Сталинградского тракторного завода. Фотография. 17 июня 1944 г.

Первый трактор восстановленного Сталинградского тракторного завода. Фотография. 17 июня 1944 г.

Сложные задачи пришлось решать советским транспортникам. Общий объем грузооборота всех видов транспорта в 1944 г. увеличился по сравнению с 1943 г. на 15,3%. Особенно большая нагрузка пришлась на железнодорожный транспорт. По мере продвижения Красной Армии на запад удлинялись коммуникации, все сложнее становилась связь тыловых районов с фронтом. Протяженность железных дорог в связи с освобождением территории страны от немецко-фашистских войск и строительством новых линий на Востоке значительно возросла. Между тем производство паровозов и вагонов отставало от роста потребности в них и не восполняло убыли подвижного состава. Это создавало серьезные трудности в работе железнодорожного транспорта, которые все же преодолевались благодаря улучшению организации перевозок, ускорению оборачиваемости вагонов и т. д.

В марте 1945 г. Центральным Комитетом партии и Советом Народных Комиссаров СССР был утвержден план восстановления и развития народного хозяйства на 1945 г. Война шла к концу, и теперь не было нужды форсировать производство вооружения и боеприпасов. Уже с конца 1944 г. сотни военных предприятий начали переводиться на производство мирной продукции. Народнохозяйственный план на 1945 г. исходил из новых задач и перспектив, возникших в связи с близким окончанием войны. Общий объем продукции планировался в 152 млрд. руб. Прирост национального дохода при сохранении военных ассигнований на уровне 1944 г. обращался на мирные хозяйственные нужды и улучшение материального положения трудящихся. Значительные средства были отпущены на восстановление хозяйства в освобожденных от немецко-фашистской оккупации районах. Курс на расширение мирных отраслей производства нашел свое выражение в значительном увеличении доли гражданской продукции в общем объеме промышленного производства. В 1945 г. удельный вес гражданской продукции возрос до 51,3%, почти на 10% больше, чем в 1943 г.