С ростом советской экономики заметно менялся уровень жизни советских людей. Миновали трудные годы, когда приходилось, отказывая себе нередко в самом необходимом, отдавать все силы и средства строительству фундамента экономической мощи страны. В 1940 г. национальный доход достиг огромной суммы — 128,3 млрд. руб. против 96,3 млрд. руб. в 1937 г. Это позволило выделять из государственного бюджета значительные средства на социально-культурные нужды: более 37 млрд. руб. в 1939 г., 41 млрд. руб. в 1940 г. В 1940/41 учебном году в многочисленных школах, техникумах и высших учебных заведениях СССР обучалось около 38 млн. человек. Появилось множество новых клубов, театров, больниц, поликлиник и других социально-культурных учреждений. В связи с ростом фонда заработной платы и доходов колхозников увеличилась покупательная способность населения. Товарооборот в 1940 г. достиг 175 млрд. руб. Жизнь становилась более обеспеченной. Вместе с материальным благосостоянием росли и культурные запросы общества. Газеты, журналы, книги расходились миллионными тиражами. Театры и кино не могли вместить всех желающих.

Партия и правительство много сделали для воспитания народных масс в духе коммунистического мировоззрения и советского патриотизма. Партийная пропаганда, охватывая широчайший круг людей, способствовала сплочению народа, укрепляла его волю к борьбе за завоевания социалистической революции. Но и в этой области были свои теневые стороны, связанные с культом личности Сталина. Людям настойчиво внушалась мысль о том, будто творцом всех побед является Сталин. Вредное влияние на мобилизационную готовность народа оказал бытовавший в то время тезис о победе над врагом «малой кровью».

Туры в Таиланд - 728*90

Важный вклад в дело коммунистического воспитания внесли советское искусство и литература. Произведения советских писателей, поэтов, драматургов, театральные постановки и кинокартины раскрывали героику революции и пафос социалистического строительства. В 1940 г. М. А. Шолохов завершил монументальную историко-революционную эпопею «Тихий Дон», а в 1941 г. читатель получил последнюю часть трилогии А, Н. Толстого «Хождение по мукам». Все чаще в литературе и искусстве звучала военная тема. Вышел в свет роман И. Г. Эренбурга «Падение Парижа» — волнующая повесть о национальной трагедии Франции, о тех, кто ее предал, и тех, кто ее защищал.